«Бал» анализ стихотворения Фета
XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой? Кто из девочек не представлял себя на ее месте?
Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре?
Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета «Бал», каждый должен себе представить огромный светлый зал, раскрасневшиеся лица светских красавиц и взволнованные лица молодых кавалеров. Однако настроение лирического героя не слишком-то праздничное. Причем герой этого не скрывает, а, наоборот, демонстративно подчеркивает, что садится в «забытый уголок».
Скорее всего, это объясняется тем, что герой не так молод, как вальсирующие. Однако герой не испытывает зависти или огорчения. Наоборот, его «пленяет вихорь шумный и шевелит мерцанье свеч».
Автор использует традиционное сравнение: молодость героя уподобляется «зари румянцу дальней».
А дальше в вихре вальса происходит своеобразное путешествие во времени: героя «уносит к юности былой» «круженье пары молодой». Эта картина вызывает у него, очевидно, некоторое умиление, ведь круженье пары он называет «порхающим», а, как известно, порхают только Бабочки, следовательно, вальсирующие молодые люди рождают у героя ассоциацию с бабочкой, о которой сам Фет когда-то написал: «Одним воздушным очертаньем я так мила». Бабочка выступает у поэта символом самой жизни, хрупкой и вечной одновременно.
Так и вид танцующих пар «ничем неукротимо» уносит героя к его юности былой, которая все-таки навсегда останется для него вечной молодостью.
Разумеется, для каждого человека его юность останется неповторимой, она будет вызывать сначала воспоминания, потом некоторое сожаление, а после, возможно, и тоску. Ведь время, к несчастью, имеет свойство двигаться только вперед, и нельзя заново обрести молодость.
Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана,
— так написал в свое время Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Герой стихотворения Фета не дает оценок ушедшей юности. Он не знает, чего хочет. Поэтому допускает мысль, что
Бывалой жизнию дыша, В чужой восторг переселяться Заране учится душа?
В этих словах звучит и горечь, и сожаление, и отчаянье. Герой понимает, что ему ничего больше не остается, как, вспоминая свое прошлое, сегодня испытывать абсолютно другие переживания. Наверняка, думать о переселении душ человек начинает под воздействием каких-то не слишком радостных для него событий. Поэтому «чужой восторг» окружающих молодых людей сейчас вызывает только светлую печаль и смирение перед своей судьбой. Такое грустное рассуждение о былом принято называть элегией.
Элегия содержит обычно мотивы разочарования, одиночества, бренности земного существования. В общем-то, все эти мотивы и звучат в стихотворении Афанасия Фета с таким, казалось бы, радостным названием «Бал».
«Бал» анализ стихотворения Фета