Башмачкин — характеристика персонажа
Произведение: Шинель
Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. «Маленький человечек с лысинкой на лбу», 50-ти лет. Всю жизнь он служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Там его презирают, коллеги издеваются над этим неприметным, забитым человеком. Б. получает мизерную зарплату, поэтому всю жизнь ходит в заношенной до дыр шинели.
Наступает момент, когда ее уже не возможно починить, — нужно шить новую. Расчислив свой «капитал», Б. решается на это. Он начинает экономить, отказывая себе во всем.
Б. поддерживает «вечная идея будущей шинели», он даже допускает «дерзкие и отважные мысли», не положить на куницу на воротник? Наконец, герой собирает нужную сумму денег для пошива шинели, и она сшита. С этого момента Б. как будто перерождается.
Идя на вечер к своему сослуживцу, чтобы «вспрыснуть» обнову, герой другими глазами смотрит на все окружающее. Все ему кажется прекрасным и удивительным. В гостях он задерживается до 12 часов ночи . На обратном пути героя обворовывают — крадут шинель, которую он успел ощутить «подругой жизни». С этого момента начинается «второй круг ада» для Б. Он ходит по всем инстанциям, пытаясь добиться, чтобы его шинель нашли.
Не найдя помощи у пристава, Б. обращается к «одному значительному лицу». Чин и осознание своего положения совершенно сбили этого чиновника с толку. Человеческое начало подавлено в нем бюрократическим гонором. Просьба несчастного Б. вызывает у чиновника приступ неудержимого гнева. По дороге домой потрясенный Б. заболевает «грудной жабой».
Не приходя в себя и проклиная Его Превосходительство, герой умирает. О его смерти узнают лишь на 4-ый день и, не печалясь, тут же заменяют новым исполнителем. Но «жизнь» «маленького человека» на этом не окончилась. Б. превращается в мистического мстителя.
По ночам он срывает шинели с чиновников любых рангов и, наконец, добирается до своего обидчика. Только после этого дух Б. успокаивается. Таков итог социально, а вследствие этого, и личностно ничтожной личности, превращенной в функцию.
БАШМАЧКИН — герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» , Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Евсей Лиров , Кузьма Мирошев , Ансельм . Страсть к переписыванию у Б. напоминает пристрастие самого Гоголя.
Мифологический источник образа Б.: «Житие 40 Севастийских мучеников», в число которых входил святой Акакий; в 320 г. в Армении они добровольно приняли мученичество за исповедание Христа, совлекши с себя одежды и замерзнув во льду Севастийского озера. Б., наряду с пушкинским Самсоном Выриным , открывает тип так называемого маленького человека. Позднее гоголевскую типологию ярко продолжил Ф. М. Достоевский, создавая образы Макара Девушкина и Семена Мармеладова . В творчестве Гоголя образ Б. соотносится, с одной стороны, с образом робкого и косноязычного Ивана Федоровича Шпоньки, с другой — с образом капитана Ко-пейкина .
Фамилия Б., произошедшая от башмака, комически обыгрывается Гоголем; повествователь якобы пребывает в законном недоумении по поводу столь абсурдной генеалогии Б.: «И отец, и дед, и даже шурин , и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки». В сочетании с фекальной символикой имени и отчества — Акакий Акакиевич — фа-‘ милия Б. приобретает двусмысленно-пародийное звучание, подчеркивая внешнюю невзрачность облика Б., привыкшего ощущать себя на месте в самом низу социальной иерархической лестницы. Отсюда возможная символическая интерпретация фамилии Б. в качестве знака «низшего телесного плана» как проявление ущербности, ибо башмак — метафора бренного материального мира или, согласно философу Сковороде, идеи которого, вероятно, оказали влияние на мировоззрение Гоголя, подошва есть фигура праха. гоБашмак, таким образом, ассоциируется с темой смерти Б. и скрыто предвещает ее фатальную неизбежность.
Портрет Б. рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовошющенным, иллюзорным; целостность Б. должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Б. выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Б.: только что родившая Б. мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Б. «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Б., происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Б. тоже оказывается как бы вечным покойником .
Способ существования Б. допускает возможность крайне противоположных литературоведческих трактовок: от категоричной оценки Н. Г. Чернышевского до сопоставления Б. с возвышенным образом святого мученика Акакия . Ключом к образу Б. является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» — косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом». «Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой».
В мире вечном Б. — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Б. обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Внутренний мир Б. метафорически уподобляется книге, а сам Б. — букве, поэтому вместо улиц Б. видит «ровным почерком выписанные строки». Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Б. не в силах преодолеть . Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Б. , выступает в роли демона-искусителя. Вместе с тем Петрович также предстает «в двусмысленном амплуа некой могущественной парки, шьющей новый образ и новую жизнь для Акакия Акакиевича» (М.
Вайскопф). Новенькая шинель, в которую облачается Б., символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель — «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Б. охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Б. совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Б., таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.
Б. становится как все. Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Б. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Б., больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».
Б. пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Б. теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Так, Б. кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека», пугает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправляется к частному приставу. Единственный раз в жизни Б. пропускает присутствие.
По совету чиновников Б. отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Б. перестает быть «внутренним» человеком. Генерал, распекающий Б. за бунтарство, ибо тот усомнился в надежности секретарей, символизирует грозный суд Божий. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Б. «вынесли почти без движения».
Курьезное происшествие, случившееся с мелким чиновником, обретает у Гоголя черты космического катаклизма, судьба Б. — судьба человека вообще перед лицом Бога, вселенной. Б. предстает подобным Иову, а его смерть приравнивается к библейскому несчастью, какое «обрушивалось на царей и повелителей мира». Метонимически отделившаяся от Б. шинель видится ему то «с какими-то западнями для воров», спрятавшихся под кроватью Б. и в его одеяле, то старым капотом. После смерти Б. меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией.
Б. является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Б. только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Б. словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель, обретя призрачное «поприще» за гробом.
Башмачкин — характеристика персонажа