Басни Эзопа и Лафонтена
Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях.
И. А. Эпиграф — Крылов.
«Волк и Ягненок», «Муха», «Мартышка и очки».
Объекты крыловской сатиры. Характеры в баснях И. А. Эпиграф — Крылова. Нравственное звучание басен.
Мастерство И. А.
Эпиграф — Крылова-баснописца. патриотическое звучание басни «Волк на псарне».
Патриотическое звучание басни. Басенная традиция И. А. Эпиграф — Крылова в творчестве поэтов XX века.
С. В. Эпиграф — Михалков.
«Слон-живописец», «Две подруги».
Мастерство С. В.
Эпиграф — Михалкова-баснописца. В мастерской художника слова. Секреты создания басни. Урок развития речи.
Выразительное чтение басен. Контрольная работа
по теме «Басня».
Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. М. М. Эпиграф — Херасков. «Две собаки».
В. А. Эпиграф — Озеров.
«Волки и овцы». А. А. Эпиграф — Ржевский. «Волк-откупщик». Д. И.
Эпиграф — Фонвизин. «Лисица-казнодей».
А. Е. Эпиграф — Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.
И. Эпиграф — Дмитриев. «Муха». В.
Л. Эпиграф — Пушкин. «Лев больной и лисица». И.
А. Эпиграф — Крылов.
Басни. С. В.
Михалков. Басни. Новелла (рассказ) Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы (рассказа) от сказки. Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность.
Э. А. Эпиграф — По.
«Лягушонок» («Прыг-Скок»).
Особенности построения сюжета. Тема человеческого достоинства в новелле.
Образ повествователя и его значение в новелле. Ирония в новелле. Л. Н. Эпиграф — Толстой.
«Кавказский пленник».
Основной конфликт новеллы. Принцип контраста при создании характеров Жилина и Костылина.
Начальное понятие о категории «характер» в литературе. Место и значение образа Дины. Нравственные ценности в новелле. Героический пафос новеллы. Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».
В
.М
. Гаршин
«Attalea Princeps».
Смысл названия новеллы, особенности основного конфликта. Образ профессора и его значение в произведении.
Особенности повествования и смысл финала новеллы. Б. С. Эпиграф — Житков.
«Механик Салерно».
Экипаж парохода и начальное представление о «коллективном герое». Образы Капитана и Гропани. Особенности повествования и образ повествователя.
Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле. В. П. Эпиграф — Астафьев.
«Васюткино озеро».
Описание таежного быта и его влияние на становление характера Васютки.
Место героя в бригаде. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки. Изображение Енисея в новелле. Взаимосвязь человека и природы. Русский характер в новелле. В мастерской художника слова.
Особенности новеллы (рассказа). Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Н. В. Эпиграф — Гоголь.
«Ночь перед Рождеством». И. С. Эпиграф — Тургенев. «Стучит».
Н. С. Эпиграф — Лесков. «Железная воля». К. М. Эпиграф — Станюкович.
«На «Чайке», «Нянька». И. А. Эпиграф — Бунин. «Лапти».
А. П. Эпиграф — Чехов.
«Радость», «Злой мальчик». В. А. Эпиграф — Гиляровский.
«Человек и собака». Э. А. Эпиграф — По. «Украденное письмо». Э.
Т. А. Эпиграф — Гофман.
«Мастер Мартин-бочар и его подмастерья». Н. Эпиграф — Готорн. «Великий каменный лик». Литературный очерк Очерк как эпический литературный жанр. Роль повествователя в очерке.
Художественный вымысел в очерке. Дж. Эпиграф — Конрад.
«Тремолино».
Образ корабля в очерке Дж. Эпиграф — Конрада. Изображение моря. Характер повествователя. Тема человеческой ответственности. Идейно-эстетическое звучание очерка.
К. Г. Эпиграф — Паустовский.
«Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»).
Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы. Нравственная ценность эстетического восприятия природы.
Патриотизм очерков. Урок развития речи.
Обучающее сочинение. Написание очерка.
В мастерской художника слова. Писатель-очеркист. Читательская лаборатория: «Как написать очерк». Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Р. Эпиграф — Стиль.
«История Александра Селькирка». А. Н. Эпиграф — Майков. «Рассказы из русской истории» (для детей и народа).
А. Т.
Эпиграф — Твардовский. «О русской березе». Лирика Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое. Античная лирика. Анакреонт
«Артемиде».
Квинт Гораций Флакк
«К Мельпомене».
Особенности выражения чувств в античной поэзии. А. С. Пушкин
«Зимняя дорога».
Пейзаж как способ создания лирического настроения.
Образ лирического героя. М. Ю. Лермонтов
«Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Смысл названия стихотворения. Образ «живых слов» в стихотворении. Лирическое чувство в стихотворении и способы его выражения. Лирика русских поэтов.
Ф. И. Тютчев «Поэзия», А. А. Эпиграф — Фет «Облаком волнистым…», «Чудная картина…», А. К. Эпиграф — Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…», А. А. Эпиграф — Ахматова «По той дороге, где Донской…», Ю. П. Эпиграф — Кузнецов «Завижу ли облако в небе высоком…».
Читательская лаборатория: «Как научиться выразительно читать лирическое произведение». Урок развития речи.
Самостоятельный анализ лирического стихотворения. Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Ф. Н. Эпиграф — Глинка. «Москва», «Тройка».
И. И.
Эпиграф — Козлов. «Сон невесты». А. Н. Эпиграф — Майков. «Весна!
Выставляется первая рама… «. А. А. Эпиграф — Фет. «Печальная береза», «Заря прощается с землею…». А. А.
Эпиграф — Блок. «Вербочки». И. С. Эпиграф — Никитин. «Русь». Стихи С.
А. Эпиграф — Есенина, А. А.
Эпиграф — Ахматовой, Б. Л. Эпиграф — Пастернака, А. Т. Эпиграф — Твардовского, Н.
А. Эпиграф — Заболоцкого, Я. В. Эпиграф — Смелякова. Баллада литературная Литературная баллада как лироэпический жанр. Виды литературных баллад. В. А. Эпиграф — Жуковский.
«Лесной царь».
Баллада И.
В. Эпиграф — Гете как литературная основа баллады В. А.
Эпиграф — Жуковского. Начальное понятие о художественном переводе. Роль диалога в балладе. Средства создания эмоционального напряжения.
В. А. Эпиграф — Жуковский.
«Суд Божий над епископом».
Баллада Р. Эпиграф — Саути как основа баллады В.
А. Эпиграф — Жуковского. Нравственная и социальная проблематика баллады. М. Ю. Эпиграф — Лермонтов.
«Перчатка».
Баллада Ф. Эпиграф — Шиллера как основа баллады М. Ю.
Эпиграф — Лермонтова. Основной конфликт в балладе. Лирическая оценка в балладе. М. Ю. Эпиграф — Лермонтов.
«Бородино».
Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады.
Мастерство поэта в сочетании эпического и лирического элементов в построении художественного мира произведения. Особенности образа повествователя. Читательская лаборатория: «О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении». М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы».
Смысл подзаголовка. Особенности диалога и назидательный смысл произведения. Аллегория в балладе.
Антитеза пейзажного зачина и пейзажной концовки как способ усиления идейного звучания баллады. Д. Б. Эпиграф — Кедрин.
«Зодчие».
Историческая баллада XX века.
Особенности языка и роль диалога в балладе. Основной конфликт. Роль лирического повествователя и идейное звучание баллады. Урок развития речи.
Выразительное чтение литературных баллад.
Басни Эзопа и Лафонтена