Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие
В 50-е годы в западногерманской литературе усилились тенденции абстрактного гуманизма. С позиции такого гуманизма отношения между личностью и обществом рассматривались как неразрешимое противоречие, причем симпатии были на стороне личности.
Важнейшие произведения этого направления представлены в творчестве Ганса Эриха Носсака (1901-1977), который приобрел известность в 1947 году романом «Некийя» и сборником рассказов и повестей «Интервью со смертью» (1948). В 1956 году появилась «Спираль», в 1958 «Младший брат». В 60-е годы вышли: «Дело д’Артеза» (1968), «Неизвестному победителю» (1969), «Украденная мелодия» (1972). Расцвет его творчества пришелся на 50-е годы. В 1956 году в речи «Слабые стороны литературы» он сформулировал свое неприятие общественной ответственности литературы в тот момент, когда писатели критического реализма вновь обратились к политическим вопросам.
Для творчества Носсака характерно противоречие между критическим отношением к лишенной смысла жизни и уходом в экзистенциалистские псевдорешения.
В романе «Не позднее ноября» (1956) показана попытка женщины вырваться из стерильной, великосветской жизни. Этот шаг в сферу «негаранти-руемую» — основной мотив романов Носсака. Но попытка вырваться терпит неудачу; только смерть соединяет влюбленных. В позднейших произведениях эти индивидуалистические тенденции усиливаются и ставят перед отдельной личностью непреодолимые препятствия в отношениях с другими. В романе «После последнего восстания» (1961) Носсак обличает всякий исторический оптимизм примером неизменного повторения такого же прошлого: «Когда последнее восстание закончилось, вскоре выяснилось, что оно было неудачным, так как восставшие хотели того же, чего и те, против которых они восставали: власти». В притче о так называемом последнем восстании подразумеваются революционные преобразования XX столетия. Носсак противопоставляет их — и это прежде всего видно в романе «Дело д’Артеза» — отдельным избранным личностям, которые в своем радикальном разоблачении способны на самопожертвование.
Схожие обстоятельства можно найти и в прозе Вальтера Иенса, Эрнста Кройдера (род. в 1903 г.), Вольф-дитриха Шнурре (род. в 1920 г.), Иенса Рена (род. в 1918 г.), Германа Кестена (род. в 1900 г.).
В отличие от антифашистских позиций названных авторов критика цивилизации со стороны Герда Гайзера, так же как и Эрнста Юнгера, основывалась на реакционно-милитаристских убеждениях.
В романе «Стеклянные пчелы» (1957), действие которого происходит в фиктивном будущем, Эрнст Юнгер подводит итог XX столетию. Поражение немецкого милитаризма он воспринимает как личное горе и как гибель всего мирового порядка, потому что это привело к вторжению в историю простых людей и к отставке аристократии. Его видение мира враждебно прогрессу и разуму, оно коренится в элитарной, антинародной позиции.
Его апологетические взгляды на «народ» нашли продолжение в творчестве Герда Гайзера (род. в 1908 г.). Роман Гайзера «Умирающие истребители» (1953) вошел в литературу о войне как ее оправдание и преуменьшение ее жестокости. Роман «Выпускной бал» (1958) хотя и содержит некоторый элемент сатиры на «экономическое чудо», все-таки написан с реакционных позиций.
Автор прокламирует аристократическое представление о ценностях, рационально не обоснованную высшую ценность отдельных личностей, которые должны объединяться против неполноценной массы. Реакционная критика восхваляла Гайзера за то, что социальность не входила в его понятия о жизни.
Тривиальная литература о войне распространяла подобные взгляды для массового потребления. С ее помощью проводилась идеологическая подготовка к перевооружению. Хотя тема войны в то время являлась важной и для писателей гуманистического направления, чтобы разоблачать непреодоленное прошлое, но реакционная литература о войне преобладала количественно и соответственно имела большее влияние на читательские массы.
Наряду с прославлявшими «добродетели» немецкого солдата антикоммунистическими романами Курта Хоххофа (род. в 1931 г.), в том числе «Война, война» (1951), книгами, распространявшими фашистскую мораль о «сверхчеловеке», — Хайнца Гюнтера Конзалика («Врач из Сталинграда», 1958), Иозефа Мартина Бауэра (род. в 1901 г.; «Пока несут ноги», 1954) — появились и рассказанные о жизни «простых солдат» хотя и натуралистически, но в целом в примирительном тоне трилогия «0815» (1945-1955) Ганса Гельмута Кирста (род. в 1914 г.), роман Вилли Хайнриха (род. в 1920 г.) «Терпеливая плоть» (1955), а также роман Вольфганга Отта «Акулы и маленькие рыбешки» (1956). Все эти книги выходили большими тиражами, по ним были поставлены кино — и телефильмы, что способствовало их широкому воздействию на публику. Это относится также и к последним романам Теодора Пливье «Москва» (1952) и «Берлин» (1954), в которых отчетливо выявились антикоммунистические взгляды автора. Эта линия использования военной тематики в коммерческих целях была продолжена и во время войны во Вьетнаме.
Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие