• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития

 

Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития

В статьях Пушкина “О прозе” и “О народности в литературе” с присущими великому поэту четкостью и лаконизмом сформулированы положения о главном достоинстве прозаического повествования – наличии в нем “мыслей и мыслей” и о главной задаче литературы – воспроизведении “особенной физиономии” народа, определяемой совокупностью обычаев, чувств, мыслей народа. Пушкин также сделал много для выработки русской критикой теории реализма.

По взглядам на литературу к Пушкину был очень близок Гоголь. В статье “Несколько слов о Пушкине” он сформулировал мысль о том, что истинный художник только тогда национален, когда глядит на мир глазами своего народа, говорит о жизни так, что соотечественники видят в его словах выражение своих собственных чувств. В соответствии со своей художественной практикой Гоголь утверждал возможность создания подлинно народной и национальной литературы прежде всего при изображении самых простых, возможно, “неизящных” форм жизни народа.

Гениальный русский критик Белинский обобщил художественный опыт родоначальников новой русской литературы Пушкина и Гоголя и развил их теоретические искания.

Его деятельность особая страница в истории науки о литературе. В мировой литературной истории трудно найти пример такой глубокой связи критической мысли и литературного процесса. Белинский придал критике всеобъемлющий характер. Природа художественного познания, исторические процессы в искусстве, теория родов и жанров и многое другое, что, казалось бы, должно было быть прерогативой “академической” науки,- все это с теоретической смелостью Белинский осмыслил в пределах собственно литературно-критических задач.

Белинский первым в истории критической мысли создал научную концепцию современного литературного развития. С этой точки зрения опыт Белинского поистине уникален. Работы Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, “натуральной школе” представляют собой блестящее единство историко-литературного, литературно-критического анализа и важнейших теоретических выводов прежде всего относительно реализма, ставшего в ту пору господствующим художественным направлением. Заслугой Белинского надо считать и данное им определение художественного таланта: слитность глубокой мысли и сильного чувства, творческая оригинальность, национальное своеобразие в последнем, по Белинскому, состоит высшая эстетическая норма. Замечательной особенностью литературной мысли Белинского была ее постоянная соотнесенность с революционным пафосом социально-политических идей критика.

Методология их исследований предполагала анализ литературного процесса в прямой связи с общественным движением. Показательна в этом смысле работа Герцена “О развитии революционных идей в России”, где в духе воззрений Белинского рассматривается, с одной стороны, влияние общественно-политических событий на литературу, с другой – обратное воздействие литературы на духовную жизнь общества, ее способность революционизировать сознание людей.

Особенно полно и теоретически глубоко была раскрыта общественная природа литературы в трудах Чернышевского. Только в том случае, если литература... выражает национально-исторические интересы народа, она отвечает своему назначению, проявляет свою сущность. Такова концепция Чернышевского.

В диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевский разработал учение о прекрасном, открыв диалектику объективного и субъективного в эстетических суждениях (“прекрасное есть жизнь”; “прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он се понимает”). Эстетический идеал Чернышевского, основывающийся на таком представлении о прекрасном, отличается революционно-демократическим содержанием.

Давнее положение науки о жизни как источнике искусства в диссертации получило развернутое философско-эстетическое обоснование. Оно позволило мыслителю определить главные цели и задачи художественного творчества: воспроизведение действительности, объяснение ее и иногда произнесение приговора над нею. Чернышевский определил специфику искусства, увидев в нем воссоздание жизни “в формах самой жизни”. Активно защищая реализм в искусстве, Чернышевский установил и некоторые конкретные художественные формы этого метода.

Объявив единство теории и истории высшим законом научного исследования, Чернышевский прекрасно продемонстрировал его в своей большой работе “Очерки гоголевского периода русской литературы”. Вслед за Белинским он показал, что критическое начало стало самым плодотворным в нашей отечественной литературе, выразившись наиболее полно в творчестве породив гоголевское направление.

Активными борцами за это направление были Добролюбов и Писарев. В статьях Добролюбова содержался тонкий, проницательный анализ многих художественных произведений, опиравшихся на гоголевскую традицию.

Сосредоточившись в специальной работе на проблеме народности, критик рассмотрел все крупные явления в русской литературе в данном аспекте. Он увидел в постепенной демократизации литературы по ее содержанию и форме исторический прогресс художественного познания мира. Добролюбов оценивал произведения современных ему писателей (Тургенева, Островского, Гончарова, Достоевского) на основе ясного идейно-эстетического критерия: какова степень реалистической типизации жизни в этих произведениях?

Констатируя различие между теоретическими взглядами и непосредственным художественным мышлением писателей (в исследовании этой проблемы особая теоретическая заслуга Добролюбова), критик горячо одобрял победу той стороны авторского сознания, которая полнее всего проявлялась в реалистическом методе. Добролюбов сформулировал принципы “реальной критики”, согласно которым возможно характеризовать факты самой жизни на основе художественного произведения. Вместе с тем Добролюбов часто предлагал оценивать художественное произведение на основе фактов жизни. Такова была диалектика его литературно-критических принципов.

По своему демократическому пафосу и эстетическим вкусам Писарев в целом был близок Чернышевскому и Добролюбову. Иногда субъективная пристрастность и увлеченность мешали ему верно попять некоторые крупные художественные явления, такие, как, например, творчество Пушкина. Но как показывают его “Реалисты” и подобные статьи, Писарев, во-первых, в согласии с материалистической эстетикой Чернышевского судил об объективных источниках искусства, а во-вторых, умел убедительно защищать реалистическое направление в литературе.


Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития

Другие сочинения по теме:

  1. Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за...
  2. Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право...
  3. В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу 1847 года” Конспект по статье В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года” Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в русской литературе? – Натуральная школа...
  4. Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира до Гоголя и “натуральной школы”. Концептуальность мышления, стремление каждый факт осознать в контексте целой системы,...
  5. Н. Г. Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский Н. Г. Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными занятиями сына. Чернышевский в своих письмах...
  6. Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера “Отечественных записок” и “Современника” с его статьями. Начались глубокие изменения...
  7. Виссарион Григорьевич Белинский Движение западников оформилось около 1840 г., когда философы-идеалисты из кружка Станкевича и идеалисты-социалисты из кружка Герцена объединились в одно движение, оппозиционное как по отношению к официальной России, так и к славянофильству. Мне придется в последующих...
  8. Творчество Пушкина и процесс развития русской литературы Пушкин – великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил....
  9. Чернышевский Н. Г. В 1842-1845 годах Чернышевский Чернышевский Н. Г. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру. В 1846 году поступил на отделение общей словесности Петербургского университета. 1851-1853 гг. Служил старшим учителем в Саратовской гимназии....
  10. Чернышевский Николай Гаврилович – литературный критик, прозаик, философ Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло будущего публициста, и,...
« Образ как копия или фотография какого-то жизненного факта или человека
Артеев А. Пригоди Робинзона Крузо »



Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения