Бертольт Брехт
В Берлине Бертольту Брехту удалось найти материальные предпосылки для своего нового театра. В 1949 году вместе с женой Еленой Вайгель он основал «Берлинер ансамбль», завоевавший вскоре всемирную известность. Ряд блестящих постановок, вошедших в историю театрального искусства («Господин Пунтилла и его слуга Матти», 1948; «Мамаша Кураж и ее дети», 1949; «Кавказский меловой круг», 1954; «Жизнь Галилея», 1955), продемонстрировали возможности брехтовского «эпического театра».
В «Малом органоне для театра» (1949) Брехт требует создания такого театра, который показывал бы зрителю возможность изменить мир; этот театр посредством «осуждения» того, что кажется уже известным зрителю, делает ему понятной социальную подоплеку явлений и тем самым позволяет зрителю принять активное участие в изменении действительности. Из этих установок Брехт сделал соответствующие выводы для драматургии, режиссуры, актерской игры, взаимодействия различных видов искусства в театре и для реакции зрителей. Театр призван поучать и развлекать. Развивая свое учение о театре — в связи с новыми общественными условиями, — Брехт выдвигал на центральное место аспект наслаждения творческой природой человеческой деятельности.
Брехт покинул США в 1947 году после допроса в пресловутой комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Во время своего непродолжительного пребывания в Швейцарии в 1948 году он переработал трагедию Софокла «Антигона» («Антигона Софокла»). Не прибегая к поверхностному осовремениванию пьесы, Брехт вместе с тем провел вполне отчетливые параллели между Фивами и Германией периода второй мировой войны. Образ Антигоны ярко воплотил в себе стойкость борцов антифашистского Сопротивления.
Затем последовали другие обработки: «Гувернер» Я. М. Р. Ленца (1950), «Трубы и барабаны» Дж. Фаркера (1955) и «Кориолан» (1952) Шекспира.
Наиболее значительным произведением этого периода стала историческая драма Брехта «Дни Коммуны» (написана в 1948-1949 годах, впервые поставлена в 1956 году). На примере битв и поражений Парижской Коммуны в 1871 году Брехт стремился показать необходимость завоевания политической власти трудящимися Германии для того, чтобы обеспечить здесь создание нового общественного строя. Брехт способствовал тем самым утверждению рабочего класса Германии на завоеванных им позициях и предупредил о том, что в Западной Германии исторический шанс для трудового народа может быть упущен.
В противоположность исторической драме Нурдаля Грига «Поражение» (1937) Брехт изображает жизнь трудового народа Парижа, работу нового государственного аппарата и деятельность реакционеров с гораздо большей достоверностью, диалектичностью и с более серьезной опорой на фактический материал. Сильные, задорные персонажи, выхваченные из гущи народной жизни, воплощают в себе историческое превосходство Коммуны над своими противниками, ибо, несмотря на поражение, история утвердила их победу.
Попытка написать пьесу об активисте социалистического труда осталась незавершенной. В 50-х годах была написана пьеса-парабола «Турандот, или Конгресс обелителей» (1953-1954), где сатирически изобличается приспособленчество буржуазной интеллигенции в условиях капитализма.
Бертольт Брехт