• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима

 

Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима

Учитель. Понравился вам рассказ? А автор? Как вы думаете, какой он человек?

Дети. — Он хороший, добрый человек.

Он искренний, откровенный.

У него много друзей.

Он их очень любит.

— И считает от этого себя счастливым человеком.

Учитель. А теперь прочитайте, о ком еще, кроме дру

Зей, вспоминает автор?

(Ребята находят в тексте отрывок, в котором автор вспоминает о своих родителях, о земляках, живущих в городе Галиче Костромской области.)

Учитель. С каким чувством писатель вспоминает о близких ему людях?

Дети. — С нежностью…

С добротой и сердечностью…

С преданностью…

И любовью…

(Все эти слова ученики подбирают из «Словаря настроений».)

Учитель. А подтверждает ли стихотворение «Друг» то, что автор рассказал о себе сам? Чем вы можете это доказать?

Дети. — Да, подтверждает: автор сам хороший человек и настоящий друг и пишет в стихотворении о хорошем человеке, о верном и преданном друге.

А еще автор очень хорошо понимает переживания героя, как человек, сам испытавший подобные чувства по отношению к своим друзьям.

И если бы автору самому не были близки эти чувства, то он бы и не смог о них рассказать в своем стихотворении.

Учитель. А как вы считаете, чего больше в стихотворении Акима: описаний событий, действий героя или его чувств?

Дети. — Больше чувств.

Все стихотворение — это рассказ о чувствах, о состоянии души человека.

О его переживаниях.

Учитель. А теперь поговорим об Акиме как о поэте. Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где автор рассказывает о том, как он начал писать стихи.

(Дети прочитывают первый и второй абзацы текста.)

Учитель. А как вы понимаете слова: «вокруг меня… заплясала, закружилась песенка»?

Дети. — Автор сочинил ее, обрадовался этому и стал неоднократно повторять слова песни.

— Аким как бы сравнивает слова этой песенки с кружа

Щимися снежинками. Он говорит: «вместе со снежинками

Заплясала, закружилась…».

Учитель. А отчего у Акима родились эти строчки?

Ученица. Наверное, от хорошего настроения: было начало зимы, падал медленный и пушистый снежок. Автор ему обрадовался, и в его голове родились эти строчки.

Учитель. А как лучше сказать, стихи рождаются в голове или в душе?

Дети. В душе.

2. Наблюдение над особенностями поэзии

Учитель. А сейчас я посмотрю, как вы поняли то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас мы проведем интересную работу. Я вам раздам карточки с несколькими текстами. А вы выберете среди них те, в которых изображено чувство и переживания поэта.

(Учитель дает каждому ребенку листок с напечатанными на нем стихотворными текстами с изображением природы.

И. С. Никитин

Веял холод в лицо От угрюмых небес, И бог знает о чем Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок.

Г. А. Ладонщиков

Белый снег — снежок Жжется, колется. Выходи, дружок, За околицу.

Побежим с тобой К лесу зимнему, Принесем с тобой Радость зимнюю.

Т. Г. Авлова Снег по области пройдет, На дорогах гололед, Будет резкое паденье Атмосферного давленья.

В понедельник — минус пять, Ветер западный опять. Над заливом скорость ветра Девять с половиной метров.

В. Я. Брюсов

Серебро, огни и блестки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черноголые вчера…

Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.

Ребята читают тексты и обмениваются своими мнениями. Дети находят, что только в одном тексте — Т. Г. Авловой — не говорится о чувствах поэта, так как в нем рассказывается о погоде, дается информация о явлениях природы: снеге, гололеде, ветре, морозе, атмосферном давлении, а все остальные тексты — художественные. Поскольку дети знакомы с художественными средствами изображения картин, они без труда найдут в тексте слова, рисующие необыкновенную красоту первого снега, который сравнивается с серебром, пухом, жемчугом, а также радость, восхищение и другие чувства человека, вызванные приходом зимы.)

Учитель. Вы верно определили, ребята. Такие стихи называются лирикой.

Обычно этот термин в начальной школе не вводится, однако опыт показывает, что после глубокой и основательной работы над чувствами и настроениями поэтических произведений, которая ведется с учащимися по данному учебнику и программе начиная уже с 1го класса, ознаком

Ление второклассников с понятием о лирическом произведении является просто необходимым. Последовательная предшествующая подготовка детей к данному понятию дает основание надеяться, что на последующих уроках оно будет хорошо усвоено детьми.

(Учитель выписывает на доске значение данного слова из толкового словаря С. И. Ожегова:

«Лирика — вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта».

Ребятам будет небезынтересно узнать, что это слово древнегреческое, оно произошло от слова «лира», т. к. в Древней Греции стихотворные тексты исполнялись под звуки лиры (музыкального щипкового инструмента). После этого ребята быстрее запомнят новый термин.)

Учитель (обобщает работу). А теперь давайте еще раз назовем тексты, записанные в карточке, которые вы считаете Лирическими.

Дети. — Это стихотворение Никитина…

Брюсова.

Ладонщикова. Учитель. А текст Авловой?

Дети. Нет, он не лирический — здесь не говорится о чувствах.

Учитель. Верно. Такой текст — это просто зарифмованная информация.

3. Закрепление материала

Учитель. В заключение нашей работы на уроке давайте попробуем определить, является ли первое стихотворение, сочиненное Акимом, лирическим? Найдите в нем слова, подтверждающие вашу мысль.

(Ребята читают еще раз четверостишие и находят, что это стихотворение лирическое, т. к. в нем есть и чувства поэта (радость, восторг, переданные автором восклицательными предложениями), и ассоциация первого пушистого снега с лапами кота, который якобы принес его.

Учитель. А теперь представим себе, что это четверостишие — просто зарифмованная информация, а не лирическое стихотворение. Как бы вы рассказали о ней своими словами? Попробуйте это сделать.

Дети. — Прежде всего, в нем не было бы восклицательных предложений.

Я бы рассказала так: «Утром начал падать первый снег. Кот залез в сугроб и оставил на снегу следы».

А я бы сказал немного подругому: «Кот залез в сугроб, снег прилип к его лапам, и кот принес его в комнату».

Учитель. Значит, смысл четверостишия изменился бы?

Дети. Да, изменился бы.

Учитель. Молодцы. Вы хорошо поняли урок. Дома попробуйте сочинить стихотворение о том, что вас волнует. Вспомните какоелибо событие, которое принесло вам радость или, наоборот, грусть. Расскажите об этом в своем стихотворении. Если кто не сможет сочинить свое, выучите любой лирический текст.



Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима

Другие сочинения по теме:

  1. Урок — Беседа по содержанию стихотворения «Крестьянские дети» Учитель. Можете ли вы ответить на вопрос, который стоит перед стихотворением: почему отрывок из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» помещен в...
  2. Урок — стихотворение Якова Лазаревича Акима «Жадина» I. Проверка домашнего задания (Учащиеся разыгрывают театрализованные сценки по рассказу В. А. Осеевой «До первого дождя». Они выходят к доске...
  3. Краткое содержание рассказа По «Падение дома Ашеров» Рассказчик получает письмо от старого друга Родерика Ашера, с которым они не виделись много лет. Ашер так отчаянно просит его...
  4. Краткое содержание рассказа Дойла «Обряд дома Месгрейвов» К еще никому неизвестному детективу Шерлоку Холмсу обращается его товарищ по колледжу Реджинальд Мейсгрейв, отпрыск одного из древнейших родов королевства....
  5. Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой «Большая береза» 1. Работа по разделу «Предварительное чтение» 2. Беседа по содержанию текста (Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя: Понравился...
  6. Беседа по народным праздникам Руси в весенний период (для младшего школьного возраста) Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании весенних народных праздников и обрядов. Педагог: Здравствуйте, ребята....
  7. Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад» Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать значение пьес Чехова; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических...
  8. По содержанию «Суламифь»: высокое счастье и трагедия истинной любви Автор «Суламифи» достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; использует, казалось бы, незначительные и неважные для...
  9. Сочинение на тему прочитанного эпоса «О красной лилии» О красной лилии, кстати, сложилась даже своеобразная легенда. Рассказывают, будто она превратилась из чисто-белой в красную в ночь перед страданием...
  10. Урок-беседа об эпизодах приезда в Кистеневку В. Дубровского и Троекурова Цель этого занятия — показать, насколько отношения социальные оказываются в романе сильнее отношений семейных. Урок начинается с устного словесного рисования,...
  11. Разработка классного часа. Беседа на тему: «Чудо, имя которому книга» Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать...
  12. Краткое содержание «Витя Малеев в школе и дома» Первого сентября Витя Малеев приходит в четвертый класс. Никогда не успевавший по арифметике, Витя за лето забыл даже таблицу умножения....
  13. Сочинение по повести — «Витя Малеев в школе и дома» Повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1952) насыщена веселой динамичностью сюжетных поворотов, передающих непосредственность ребячьего восприятия жизни, создающих простор...
  14. «Дома вдовца» Шоу — пьеса без положительного героя В первых пьесах Шоу раскрыл те грязные способы, какими наживается богатство. «В «Доме вдовца» я показал, что респектабельность буржуазии и...
  15. Мои впечатления от поэмы Т. Шевченко «Садок вишневый вокруг дома» Тарас Шевченко длительное время находился в каземате Петропавловской крепости. Длинные, одинокие дни и ночи в камере. Много пережил, передумал поэт...
  16. Картины окружающего мира, природы в поэзии Т. Г. Шевченко «Сад вишневый круг дома» Цель: ознакомить учеников с шедевром мировой пейзажной лирики «Сад вишневый круг дома»; исследовать тайну мастерской Т. Шевченко; формировать исследовательские умения...
  17. Урок литературы. Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать лирическое произведение. Воспитывать...
  18. Краткое содержание «Кукольного дома» Ибсена Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы...
  19. Творческая мастерская «Сочиняем стихи» Учитель: Ребята, вы думаете, что не умеете сочинять стихи? Конечно, чтобы писать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. Такие поэты, как...
  20. Тема урока — Дружба, друзья, друг 1. Постановка учебных задач Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новую главу нашего учебника. Прочитайте ее название. В ней мы прочитаем...
« ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Осень в рассказах М. М. Пришвина »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения