• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад»

 

Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад»

Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать значение пьес Чехова; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических произведений, высказывание собственных впечатлений и мыслей, их обоснование, проведение параллелей с современностью; воспитывать любовь к книге, уважение к отчему дому, Родине, к своим корням.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к ним, кинофильмы.

Тип урока: беседа по внеклассному чтению.

1-й урок

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Одна изученная пьеса Чехова, конечно, не может дать полного представления о его драматургии. Поэтому, надеюсь, самостоятельно прочитанное произведение «Вишневый сад» дополнит ваши знания и впечатления о творчестве выдающегося русского писателя, даст возможность понять, что за будничной жизнью, которую показал Чехов, за сложным и противоречивым духовным миром персонажей кроется судьба всей России. Герои понимают, что близкие общественные изменения, только относятся к этому по-разному — с грустью, боязнью или с надеждой на изменения, на лучшее.

«Пришло время, надвигается на все нас община, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близкая и в скором времени вздует из нашего общества линь, равнодушие, предубежденность к работе, гнилую скуку»,- говорит один из героев пьесы Чехова «Три сестры». Чем пьеса «Вишневый сад» привлекает не только современных театралов, но широкая масса читателей и зрителей, попробуем разобраться на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Беседа по внеклассному чтению

1. Пересказ содержания пьесы «Вишневый сад» «цепочкой», составление «сюжетной цепочки»

2. Сообщение ученика или рассказ учителя о сценической истории пьесы

3. слово учителя

— А. П. Чехов долго не мог найти название для своей пьесы. Вот отрывок с воспоминаний К. Станиславского: «мне повезло наблюдать со стороны за процессом создания Чеховым его пьесы «Вишневый сад».

— Слушайте, я же нашел замечательное название для пьесы. Замечательное! — сообщил он…

— Какое? — заволновался я.

— «Вишневый сад»,- и он зашелся радостным смехом.

Я не понял причины его радости и не нашел ничего особого в названии.

— Слушайте, не Вишневый, а «Вишневый сад» — объявил он……на этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это коммерческий сад, который дает прибыль. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишневый сад» прибыли не дает, он сохраняет в себе и своей цветущей белизне поэзию бывшей господской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз разбалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а необходимо, так как процесс экономического развития страны в этом нуждается».

4. Составление аннотации к произведению

5. Обмен впечатлениями о произведении, сравнение его с «Чайкой»

6. Слово учителя

— Интересно, что до этого времени среди литературоведов, да и среди читателей ведутся споры относительно образов пьесы «Вишневый сад», ее жанра (сам автор назвал произведение комедией, хотя это скорее трагикомедия). Это связано с особенностями драматургии А. Чехова: в его пьесах нет деления на положительных и отрицательных персонажей, главных и второстепенных; действие больше касается внутренней жизни, чем внешней.

7. Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте отрывок со статьи начала ХХ ст. «К снам» в журнале «Русская речь» и скажите, какое отношение она имеет к теме, которую мы рассматриваем: «мы растранжирили ту моральную энергию и силу, которую наследственно получили от наших предков… мы так долго носились с любимой нами хандрой и скукой, что сами напустили туман на все кругом и, в конце концов, перестали понимать, за чем, собственно, мы хандрим. Добазикались к облюбованному слову «прострация, недостаток сил» — и радуемся!.. И говорим это, лежа на диване… мы себя величаем «изможденными». Чем? Истощением как следствием продолжительной непосильной работы? Нет, ни одной особой работы не было… чем же? Фразой! Жалкими словами! Мы получили хронический катар души…».

2-й Урок

8. Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера

? На какие группы можно поделить персонажей «Вишневого сада» как представителей разных времен? (Раневская, Гаев, Фирс — прошлое; Лопахин, Яша — настоящее; Аня, Трофимов — будущее)

? как соотносятся в пьесе внешнее и внутреннее действия? (Основные действия вынесены за сцену — сами торги, жизнь Раневской и др., на сцене — лишь переживания героев из-за них)

? приведите примеры объединения трагического и комического. (Гаев с его высокопарностью и практической беспомощностью, Яша с его наглостью, Фирс — добровольный раб, Раневская с ее щедростью за счет разорения детей, Епиходов — сплошное несчастье и др.)

? Охарактеризовав образы Раневской, Гаева и Фирса, определите, как Чехов трактует проблему исторического прошлого России. (Герои живут прошлым, видят в нем лишь хорошее, несостоятельны изменить действительность и пасуют перед ней.)

? действительно ли Лопахин — победитель жизни? Ответ обоснуйте.

? какую роль в произведении отведен образу Яши?

? можно ли назвать Петю Трофимова пророком будущего, тем, за кем это будущее? Почему?

? Кому из героев вы больше всего симпатизируете, почему?

9. Характеристика героев пьесы через их портреты — «внешние» и «внутренние» (психологические)

10. Самостоятельно записать выводы

(Ожидаемые ответы: «Герои «Вишневого сада» вращаются в самостоятельном страдании, друг друга не понимают и не могут понять; добрые чувства, душевная благосклонность никого не согревают, поэтому их жизнь остается серой, печальной и несчастливой»; «Много кто из героев просто не способен к полезной деятельности, которая бы помогала другим»; «Вишневый сад — символический образ».)

IV. Домашняя задача

Подготовиться к тематическому оцениванию (тестирование).

V. Итог урока



Беседа по внеклассному чтению по произведению А. П. Чехова «Вишневый сад»

Другие сочинения по теме:

  1. Внеклассное чтение. Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать особенности чеховских пьес; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических...
  2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад Чехов А. П Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок — комедия. Но в первой постановке Московского Художественного академического театра еще при жизни автора...
  3. Тема: Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы «Вишневый сад») Новаторство в литературе — это разрушение канонов, воспринимаемых в определенный момент как норма. Отступление от канонов диктуется особенностями того жизненного...
  4. Оценка пьесы «Вишневый сад» Чехова литературной критикой В прежних чеховских пьесах молчаливым участником событий был дом, обиталище, способное многое поведать о хозяевах. Чем дальше развертывалось действие, тем...
  5. Символическая связь образов пьесы Чехова «Вишневый сад» с современостью «Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, на переломном стыке эпох,...
  6. Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов,...
  7. Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Сочинения по литературе: Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад — образ сложный...
  8. Художественные открытия Чехова в пьесе «Вишневый сад» В классической драме диалог — одно из важнейших изобразительных средств, где каждое слово выражает позицию противоборствующих сторон. Чехов же в...
  9. Вина героев в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов — великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всем...
  10. Какой центральный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад»? Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд...
  11. Мастерство Чехова как драматурга. Пьеса «Вишневый сад» Сочинение на основе творчества писателя. Рассказ можно считать основным литературным жанром Чехова. Именно в многочисленных маленьких рассказах удалось бытописателю «эпохи...
  12. Как определить жанр пьесы «Вишневый сад»? Чехов настаивал на том, что «Вишневый сад» — комедия. Первые режиссеры-постановщики Московского Художественного театра прочитали ее как трагедию. Спор о...
  13. Драматургические приемы в пьесе «Вишневый сад» В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что...
  14. Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Тема «Вишневого сада» — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с...
  15. Роль пейзажа в пьесе «Гроза» и «Вишневый сад» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по...
  16. Конфликт и фабула в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть...
  17. Хронология создания пьесы «Вишневый сад» Впервые о замысле написания этой пьесы А. П. Чехов упоминает в одном из писем весной 1901 года. Она задумывалась им...
  18. Оптимистические настроения Чехова и их отражение в пьесе «Вишневый сад» Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет...
  19. Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ «Вишневый сад») Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина....
  20. Связь образов пьесы «Вишневый сад» с современностью «Вишневый сад» была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, 1904 года, на...
« Пейзаж в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир»
Сочинения по литературе: как все успеть? И возможно ли? »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения