«Безумная Евдокия»
А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии. Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.
Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит. Против «заметности» Оленьки борется «безумная Евдокия». Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. «Безумная Евдокия» борется против эгоизма.
Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность?
Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне.
Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет. Евдокия — не бесталанный человек.
Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это «лучше». Но именно это стремление делает ее не такой, как другие.
Она по-своему талантлива.
«Безумная Евдокия»