Библейские мотивы и фантастическая «дьяволиада» в романе «Мастер и Маргарита»
В романе «Мастер и Маргарита» автор объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но читая роман, понимаешь, что по-иному написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира — библейская древность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность дьяволиады. Сначала кажется, что связь этих миров условная. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри просто роман в романе как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связаны главы, которые рассказывают о библейской древности, с современностью. Центр жизни любого общества — ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь за жизнью советского общества, описанной Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот рассказ о событиях первого столетия призван напомнить людям о вечных законах бытия.
Ничего не потеряло актуальности с тех пор. Трусливость и до сих пор считается за недостаток, который тянет за собой преступления. Измена осталась изменой. И ныне люди стремятся к добру и справедливости. Правда, иногда только для себя. Но, кажется, это и есть то, что объединяет все три мира: вера в закон справедливости, неизбежность наказания зла. Итак, добро и зло — это мера человеческого общества и личности. Справедливое наказание за зло и отдача за добро служит у автора двигателем всего сюжета. Есть что-то бесшабашное в попытке решить вечную проблему борьбы добра со злом, привлекши к этому самого сатану.
Так к реальности прибавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но из-за него реальный мир освобождается от ябед, как Алоизий Магарыч или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись в ведьму, мстит критику Латунскому, совершив в его квартире настоящий погром. Колдовским получением справедливости представляется и возвращение Мастера в свой дом вместе с Маргаритой, и сохранение его романа — «рукописи не горят!» Вместе с тем автор высказывает мысль о том, что не только благодарность за грехи — символ справедливости. Ведь она невозможна без милосердия.
А здесь уже не фантастический мир поможет, а мир библейских истин, которые пережили столетия и направляют действия человека. Так в реальности объединяются все миры. Тем не менее, существование мира библейской древности, как и фантастического мира Воланда, наполняют современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добра, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества.
Главный вопрос человечества в романе. Роман начинается рассказом о встрече Незнакомца с Берлиозом и Бездомным и их спором о существовании Бога. Именно это и является главным этическим вопросом, который раскрывается в романе. Бог здесь представляется как категория этическая — это мера человеческой морали в каждом. Не случайно в конце Великого бала Воланд проговаривает, что «каждому будет дано по вере его». Итак, это также проблема веры и безверия.
Добро — положительное в людях и жизни. За положительное Булгаков считает нравственность, доброту, любовь. Высочайшим воплощением добра является Иешуа Га-Ноцри, который дает свет и правду, истину. Он — воплощение любви.
Зло — все, что противостоит добру. Прежде всего, зло — это ложь. Зло — это насилие и аморальность. Меру добра и зла в каждом определяет мораль. Именно поэтому наказание заслуживают от свиты Воланда те, кто не удержался на высоте морали, не выдержал соблазн. Таким образом, Воланд у Булгакова возникает как воплощение справедливого наказания тем, кто забывает о морали. Итак, зачислить его к злу или добру тяжело. Он существует и имеет власть над теми, кто допускает аморальность в своем поведении.
Булгаков ярко изображает мир литературной конъюнктуры, представленный целой галереей образов так называемых «писателей», которые пришли в мир искусства ради материальных благ. Им противопоставлен Мастер, как олицетворение свободного творчества, интеллигентности, философского склада ума. Промежуточную позицию занимает Иван Бездомный — человек, душа которого открыта, жива, а поэтому попадает он, сначала под влияние лживого Берлиоза. Но он лишается лжи и начинает понимать истину. Он еще молодой и у него есть шанс понять все. В конце произведения он становится профессором, но не приобрел духовную свободу, необходимую настоящему писателю.
Роман передает чрезвычайную историю любви. Маргарита поражает Мастера не столько красотой, хоть это была, в самом деле, красивая женщина, но одиночеством, отражающимся в ее глазах. Он увидел в ней близкого человека. И эта моральная близость становится путем к большой любви, которая не знает границ и препятствий, которая вызывает почтительное удивление даже у сатаны. И потому Мастер и получает желанный покой, необходимый для творчества, лишь с Маргаритой.
Проблемы морали — это сквозной предмет изображения и анализа в романе. От Берлиоза, который расплачивается за безверие, за то, что нес идеологию пустоты и безбожия, к Понтию Пилату, который не одну «тысячу месяцев» расплачивается за грех трусливости. За грех измены наказывается Иуда и еще много иуд в современной Булгакову Москве. Да и сам Мастер не лишен тех недостатков — трусливости и измены, так как отрекся от романа трижды. Проблемы морали ярко решаются через изображение наказания, которое испытают Воланд, Азазелло, Коровьев, Бегемот. Изображение тех, кто до сих пор безнаказанно превозносил законы морали.
Проблема власти решается на уровне различных исторических эпох, но всегда однозначно: власть — это зло и насилие. В этом убеждается читатель, наблюдая историю отношений Иешуа и Понтия Пилата. Так же выглядит власть и за две тысячи лет: она принуждает бояться, врать, предавать — идти против морали, лишь бы сохранить свою жизнь и благосостояние.
Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько непривычный по форме, что даже о жанре было немало споров. Но очевидно одно: писателю удалось органически передать существование трех миров — реальности, мифа и фантасмагории. По крайней мере, так считают критики. Но присмотримся к тому, что называют мифом. Это же знакомый евангельский текст, пусть и переосмысленный по-своему. Роман в романе об Иешуа и Понтии Пилате совсем не воспринимается как миф. Это священная история человечества, которая призвана напомнить о вечности моральных основ человеческого общества. Через образ Иешуа Га-Ноцри Булгаков высказывает мысль о том, что всякая власть является насилием над человеком и настанет время, когда ее не будет.
С помощью этих глав автор напоминает людям, что быть добрым — это не заслуга, а норма. Если же человек нехороший, то он несчастлив, его нужно пожалеть, так как он будто болен. Именно с помощью изображения библейского мира Булгаков напоминает, что моральные ценности изменяться не могут.
Трусливость и через «12 тысяч месяцев» такой же тяжелый грех, как и измена. Не претендуя на создание новой религии, Булгаков, как когда-то Данте, Гете и другие великие писатели, старается решить философские и моральные вопросы и использует для этого элементы фантасмагории. Так проще понять мысль автора, который через парадокс старается освободить мышление читателя от штампов мышления. Это, прежде всего, видно в той части романа, которая отображает быт Москвы времен Булгакова и действия Воланда и его «банды». Здесь фантасмагория и реальность переплетены. Вот к трамваю лезет Бегемот. Кот или котоподобный гражданин? Все здесь превращается или мерещится, как странный гражданин в берете, надвинутом на одно ухо, который таинственно появился на аллее.
Но для чего нужна была такая фантасмагория? Среди серых будней, придавленный властью, которая диктовала безверие, писатель через фантастику старается убедить читателя по-иному взглянуть на мир. А может власть земная не такая уж безоговорочная? А если вообразить, что есть что-то такое, что ей неподвластно. Какой же закон на самом деле руководит миром? Булгаков иронически изображает Берлиоза и ему подобных, что стараются убедить всех, что ничего, кроме них и их законов, нет. Так же иронически он изображает многочисленных бюрократов, лжецов, взяточников, пьяниц, которые уже давно подружились с нечистой силой, так как жили не по правде. Именно они испытают наказания от фантасмагорических персонажей, которые просто воздают им — «каждому по вере его».
Таким образом, использование фантасмагории и мифа оправдано идейным содержанием и замыслом автора романа «Мастер и Маргарита».
Библейские мотивы и фантастическая «дьяволиада» в романе «Мастер и Маргарита»