• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Биография писателя как вызов литературе

 

Биография писателя как вызов литературе

Что сегодня происходит с литературой?

Мы взялись говорить о литературных премиях потому, что книги, оказывающиеся лауреатами, отражают некое литературное состояние, становятся некими ориентирами для понимания происходящего в безбрежном литературном мире.

Вместе с тем, когда в постсоветское время в России одна за другой начали учреждаться литературные премии, вскоре открылось, что и здесь мы пошли другим путем. Не будем говорить о том, что многие премии работают не на литературу, а на обслуживание их учредителей и связанных с ними людей. Проблема драматичнее: корпоративность размывает сами условия, на основании которых должна присуждаться премия.

В начале 1990-х годов была установлена премия «Русский Букер» — за лучший Роман года, написанный на русском языке. И тут же не только в «длинных списках», но и в списке награжденных стали обычными Сочинения, никакого отношения к жанру романа не имеющие.

Появилась премия «Национальный бестселлер» — но кто эти бестселлеры читал или хотя бы покупал? Можно идти и далее, и говорить об этом с подробностями, но это тема особой статьи…

Более содержательная история складывается вокруг премии «Большая книга». Эта премия существует два сезона, и вот победителями в ней, по сути, становятся литературные биографии . И это, как представляется, связано не с тенденциозностью предварительного отбора произведений, а с более сложными процессами, происходящими в литературном мире. Само по себе название «Большая книга» вроде бы нацеливает на роман, композиционно единый сборник рассказов или повестей, на нечто действительно объемное.

Хотя, разумеется, в литературе своя весовая система, и критерий «томов премногих тяжелей» неотменим. Как можно судить по пресс-релизам и высказываниям лиц, организующих премиальный процесс «Большой книги», основные надежды здесь связываются все же с романом. Но судьба современного русского романа также нуждается в особом обсуждении, и мы наметили вскоре вернуться к этой важной, в том числе и для учителей-словесников, проблеме.

А пока попытаемся разобраться с феноменом литературной биографии в современной русской словесности, что выразилось и в двух награждениях «Большой книги».

Есть расхожее суждение: писатель, даже очень хороший, всю жизнь пишет одну книгу. Оно нередко соотносится с другим суждением в этой же сфере: каждый человек в течение жизни может написать одну книгу. Ни тематика, ни проблематика такой книги не уточняются, но никто не возражает, когда их связывают с автобиографизмом.

Все это весомо подтверждается суждением, извлеченным из дневника Льва Толстого : «Напрашивается то, чтобы писать вне всякой формы: не как статьи, рассуждения и не как художественное, а высказывать, выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь» .

Сегодня Россия переживает не только книжный бум , но и бум писательский . Недавно по ТВ услышал очаровательное признание одной из писательниц этого рода . На вопрос, что она читает, эта милая бонбоньерка ответила: читаю, мол, свою книгу, которую только что написала.

Вместе с тем иронию эту можно обратить лишь на антураж — само по себе явление вполне серьезно и отражает запросы общества, освобожденного от принудительного коллективизма, направленного к изучению возможностей именно личности. Отсюда уже долголетний успех журнала «Караван историй», появление в этой же нише подобных изданий: «Биография», «Интервью», «Story» и т. д. и т. п. Это же происходит и на книжных уровнях — от близкого к масскультурному до научных .

В этом смысле характерен премиальный успех Дмитрия Быкова. Всепроникающий, он, если кто не может уследить, является, помимо прочего, автором нескольких романов. Выпускает Быков эти романы регулярно, наверное, и впредь будет выпускать, но они уходят из поля зрения читателей так же быстро, как, предполагаю, и ваяются. Скучно написаны, несмотря на немалую выдумку, которая обычно вкладывается в их сюжеты. Надо полагать, не быковский это жанр.

Он — одаренный поэт, остроумнейший и проницательнейший эссеист, критик литературы и искусства — вроде бы и достаточно для одного литератора… Но вот Быков выпускает в «ЖЗЛ» биографию Бориса Пастернака , и все дружно признают: да, это действительно Большая книга.

А механизм этого заслуженного сегодня успеха, на мой взгляд, несложен: титаническая личность гениального поэта мобилизовала и организовала творческую личность незаурядного литературного деятеля, мечущегося по современному культурному пространству в поисках себя. Обладая превосходной чуткостью к слову , Быков смог услышать мир Пастернака: и самого поэта, и тех, кто его окружал и о нем рассказал. Например, все, кто обращался к истории жизни Пастернака, не мог пройти мимо выдающихся воспоминаний Зинаиды Николаевны Пастернак-Нейгауз. Не прошел мимо них и Д. Л. Быков, но они вошли в его книгу не на основе популярного принципа Ножницами и клеем, а словно прочитанные самим Пастернаком.

Не упустил Быков и неповторимую интонацию этих воспоминаний, она, как мне кажется, многое определила в самом повествовательном строе его книги.

Когда книга Алексея Варламова также попала в шорт-лист «Большой книги», я, оценив литературные возможности других соискателей, высказал надежду на ее победу. Первое место «Алексею Толстому» не досталось, но здесь можно говорить о боязни прецедента, на мой взгляд — боязни напрасной, если таковая была. Книга Алексея Варламова, как и книга Дмитрия Быкова, действительно Большая Книга, Так как этими литературными биографиями дан литературно состоятельный ответ на читательские ожидания общества.

Читатели хотят увидеть историю роста и осуществления личности — и они эту историю получают. Единственные ли это удачные биографии в современном русском литературном мире? Очевидно, нет, но мне важно подчеркнуть, что обе написаны именно писателями, пусть очень разными, с замысловатыми судьбами, но именно писателями .

Алексей Варламов не обделен премиями. На его счету и «Антибукер», и Премия Александра Солженицына, и другие разнообразные литературные награды. Его проза — в традициях так называемого русского реализма .

Критик Галина Ермошина как-то назвала многое из им написанного «мемуарами о себе самом» , но это тоже не противоречит высказанным выше соображениям.

И при этом, на мой взгляд, «Алексей Толстой» не только яркая биографическая книга, но и лучшая к сегодняшнему дню книга Варламова.

В его собственно художественной прозе мне всегда не хватало известной толстовской «энергии заблуждения» и попросту свободы от литературных канонов и условностей. Он не новичок и в серии «Жизнь замечательных людей»: прежде выпустил здесь книги о Пришвине, Александре Грине, Григории Распутине, но в каждой из них что-то звало к обсуждению. В биографии Пришвина, как мне показалось, так и осталась недопроявленной драма человека, всю жизнь писавшего «про заек», а вошедшего не только в историю русской литературы, но и просто в русскую историю автором величайшего антитоталитарного дневника. В книге о Грине не хватает интереса автора к его герою .

Биография Распутина изначально получала «золотое клеймо неудачи»: думаю, Варламов понимал это, но отважно взялся за дело, так или иначе пребывая в уверенности — здесь нужна обобщающая книга, без нее не двинуться дальше, так что это деяние заслуживает уважения литераторов и историков, ну, а читатели обрадуются и полученному.

В книге об Алексее Толстом Варламову удалось не просто использовать свой опыт писателя-биографиста. Отправляясь в своих книгах в одно и то же историческое время — самый конец XIX — первая половина ХХ века, он наконец нашел такую фигуру, в которой соединились черты многого и многих, фигуру поистине метафорическую, выражающую то невоспроизводимое время.

«Красный граф» вобрал в себя и пришвинские черты Вольного стрелка, и романтическое мировидение, определившее многое в жизни Грина, и безбрежный авантюризм популярного «старца»… И, главное, есть сам Толстой, история Его жизненного пути. Здесь тоже пригодилось своеобразие варламовского таланта, размеренность, стремление сосредоточиться на факте, а не на извлечении из него эмоциональных, публицистических и других соблазнительных эффектов.

Надо что-то и читателю оставить!

Недавно замечательный критик Сергей Боровиков вновь напомнил о сложностях создания биографии Алексея Толстого . С выходом книги Варламова надо признать, что мы наконец получили литературный портрет не только живого Толстого, но и яркий этюд о времени, в котором он жил и работал.

Книга, бесспорно, станет помощницей и для словесников при изучении литературы ХХ века, но я намеренно не стал обращаться к подробностям ее содержания. Теперь интереснее то, что ныне Варламов готовит биографию Михаила Булгакова для той же славной «ЖЗЛ». Это становится уже системой. Защитив докторскую диссертацию по Пришвину и создав его сателлитную биографию для популярной серии, Варламов в последующих своих трудах здесь постоянно выходит в сферы персонального литературоведения, притом давно и многими разрабатывающиеся. Теперь вот Булгаков…

Что это? Даже если главная цель автора сугубо биографическая — предложить свою разгадку судьбы Мастера и его Маргарит, все равно, вызов разветвленному булгаковедению уже брошен.



Биография писателя как вызов литературе

Другие сочинения по теме:

  1. Мей Л. — Мей Лев Александрович — краткая биография писателя Мей Лев Александрович Мей Лев Александрович , поэт, драматург. Родился 13 февраля в Москве в дворянской семье. В 9 лет...
  2. Михаил Булгаков. Сочинение биография писателя МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940). М. Булгаков — один из известнейших и популярнейший писателей. Его произведения стали достоянием мировой литературы, они...
  3. Краткая биография величайшего русского писателя Н. В. Гоголя В годы сложной идейной и художественной жизни начинается литературная деятельность и одного из величайших русских писателей Н. В. Гоголя, творчество...
  4. Вызов дикой силе Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям темной массы, ужасной в своей наивности и искренности....
  5. Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся со­единить читательское восприятие учеников и объективное науч­ное толкование художественного текста. Учителю важно «обеспечить»...
  6. Сочинение отзыв: Почему меня восхищает мужество писателя Школьное сочинение на примере судьбы и работ Солженицына. 12 февраля 1974 г. Солженицын арестован, лишен советского гражданства. Его изгоняют из...
  7. «Генералы песчаных карьеров» — один из самых известных романов писателя Жоржи Амаду Бразильский писатель, общественный и политический деятель. Член Бразильской компартии. В первых романах «Какао» (1933) и «Пот» (1934) А. стремился документально...
  8. Даниэль Дефо. Творчество писателя Даниэль Дефо (ок. 1660*-1731) прожил бурную жизнь, полную приключений и превратностей. Год рождения Д. Дефо точно не установлен. В разных...
  9. «Европейский период» творчества В. Набокова как выражение мировоззренческих и эстетических представлений писателя «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать...
  10. Сочинение про современного детского писателя Сергей ГеоргиевСергей Георгиевич Георгиев родился в 1954 г., жил и ра­ботал в Екатеринбурге. Закон­чил философский факультет Уральского университета имени М....
  11. Как рассказать о биографии писателя Автор этой статьи, авторитетнейший методист, доктор педагогических наук, профессор Тамара Федоровна Курдюмова в декабре 2005 года отметила свой 85-летний юбилей....
  12. Сочинение по литературе на тему История Руси в прадавней литературе Немного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том,...
  13. Штрихи к биографии писателя Стефаника В 1992 г. на съезде Ассоциации исследователей голода-геноцида 1932-33 годов в Киеве я познакомился с Игорем Бугаевичем из Чернигова. Этот...
  14. Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес...
  15. Значение фольклора для писателя Фольклор для писателя — это, прежде всего родник народного мнения о событиях давно минувших лет, инструмент дополнительного исследования народного понимания...
  16. Иван Нечуй-Левицкий. Жизненный путь писателя Иван Семенович Левицкий родился 25 ноября 1838 г. в городке Стеблево, ныне — Корсунь-Шевченковский район на Черкащине, в семье священника....
  17. Расскажите о влиянии украинской культуры на развитие творчества Николая Гоголя как писателя В литературу Гоголь пришел из Украины. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Миргородского уезда...
  18. «Былое и думы» — вершина творчества писателя Самое главное художественно-публицистическое произведение Герцена, над которым писатель работал свыше шестнадцати лет, — «Былое и думы». Приступил он к написанию...
  19. Творческий путь писателя Милорада Павлина. Воплощение в рассказе «Дамаскин» признаков постмодернизма Цель : ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, раскрыть особенности его постмодернистского произведения; развивать навыки работы с электронной книгой;...
  20. Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии....
« Моє відношення до роману М. Шолохова «Піднята цілина» і його героям
«Душа парила ввысь и там звезду нашла» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения