«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»
Д. С. Мережковский
По роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
Высказывание Д. С. Мережковского, писателя-эмигранта XX века, интересно применить к произведению другого писателя XX века, которого за границу как раз не выпускали.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» тема любви, сильнейшей, чем смерть, одна из основных. Недаром в ходе работы изменяется название произведения. От названия ранних редакций , подчеркивавших, что основное место в романе занимает явление сатаны, Булгаков приходит к вынесению в заглавие имен главных героев, ясно говорящих о том, что главенствующую роль в романе получает линия Мастера и Маргариты.
Этим «и» Маргарита намертво соединяется с Мастером , и сам Мастер появляется в романе с рассказом о своей жизни, основной сюжет которого — история его любви.
Появление подруги Мастера открывает вторую часть романа, начинающуюся такими словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Одной из особенностей Булгакова является то, что проблемы, затрагиваемые в романе, по сути своей просты. Он исследует не сдвиги сознания, не множественность точек зрения на проблему. Точка зрения одна: предательство, безусловно, отвратительно, творчество и любовь, безусловно, прекрасны. Духовные ценности человека, как и его пороки, у Булгакова представляют собой некоторый абсолют, они вечны. Именно это ощущение дает обращение к Евангельскому сюжету.
Любовь Маргариты к Мастеру — данность . Характерно, что сама Маргарита утверждает, что они с Мастером «любили, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»
Любопытно, что эта абсолютная любовь, «которая сильнее смерти», подается в романе именно через образ смерти: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!» — говорит Мастер Иванушке.
Эти два понятия, неожиданно оказывающиеся синонимами, вообще тесно связаны в романе. Маргарита в ответ на приглашение Азазелло говорит: «Я погибаю из-за любви», — имея в виду, что ее «тянут в какую-то темную историю», за которую она «очень поплатится».
В то же время, если рассматривать пребывание Маргариты на балу у сатаны и ее превращение в ведьму с точки зрения христианской традиции и расценивать как гибель души, то эти ее слова оказываются пророческими. И когда Маргарита в Александровском саду умоляет Мастера «отпустить» ее, «уйти из памяти», она сознает, что он мог быть сослан и умер, и именно так она понимает свой сон накануне: «Он мертв и поманил меня».
Однако еще более интересные сплетения встречаются в ершалаимских главах. Никакой четкой любовной интриги здесь нет, лишь намеком на нее звучат слова Иуды Низе: «Я хотел зайти к тебе. Ты сказала, что будешь дома». Тем не менее интересно, какую роль играет Низа в убийстве Иуды.
Здесь как будто реализуется метафора московских глав : любовь как убийца настигает жертву. Низа заманивает Иуду на масличный жом, и он, ожидая ее, зовет: «Низа!» «Но вместо Низы, отлепившись от толстого ствола маслины, на дорогу выпрыгнула мужская коренастая фигура»…
И если Мастера и Маргариту любовь поражает в сердце, как финский нож, то Иуда вместо любовного свидания получает удар ножом под лопатку.
В ершалаимских главах появляется и почти не затронутая в московских тема любви к людям, тоже соединенная со смертью. Она, безусловно, связана с образом Иешуа Га-Ноцри. Почитающий всех «добрыми людьми», «не делавший никому зла», он умирает на кресте.
И Эта любовь сильнее смерти; вопрос воскресения вынесен Булгаковым за рамки книги, но очевидно, что создаваемый им образ Христа — не образ простого человека.
Именно критерием этой высшей любви определяются судьбы героев. То, что Мастер и Маргарита не заслужили света, но заслужили покой, возможно, объясняется еще и тем, что Этой любви у них нет. И милосердие, проявляемое Маргаритой , объясняется, может быть, не столько любовью к людям — Маргарита не «исключительной доброты», не «высокоморальный человек» — сколько тем, что она «имела неосторожность подать твердую надежду» Фриде.
Развязка романа дает каждому «по вере его»: тот, кто заслужил свет, получил его; а Мастер и Маргарита, не жаждущие его, стремящиеся не к любви ко всему миру, а к соединению друг с другом, получают покой, который не что иное, как просто жизнь. Спокойная и счастливая. За гранью смерти.
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»