Богатство и очарование личности Пушкина-поэта
На вторую половину 20-х и начало 30-х годов приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его жизни. «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам. Нравственное здоровье, сообщающее всем привязанностям и наклонностям какую-то свежую роскошность и полноту, отнимающее у самых крайностей всю болезненность, у самых прихотей, которыми так обильна его молодость, всякую натянутость, побеждающее, наконец, всякие односторонние увлечения. Эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя бы малейшее понятие о его жизни»,- писал Чернышевский.
Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви, о дружбе.
Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую он любит безнадежно. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) и др.
В лирике Пушкина этой поры наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Оптимистические ноты неизменно побеждают. В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) поэтом овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Раздумья заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта:
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С этой элегией перекликаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени полна горя, забот и страданий. Но он полон оптимистической веры в будущее, и этот мотив пронизывает все его творчество. В элегии «Безумных лет угасшее веселье…» (1830) Пушкин восклицает:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будет наслажденья Меж горестей, забот и треволненья…
Так всегда и неизменно преодолевались Пушкиным настроения тоски и уныния, вызывавшиеся тягостной обстановкой жизни, а сам поэт называет свою печаль светлой.
Пушкину было в высшей степени присуще понимание непрерывности, закономерности и объективности развития жизни человека и общества. С необыкновенной силой и глубиной в стихотворении «К вельможе», в предельно сжатой форме раскрыл Пушкин движение и смену больших исторических эпох, рождение нового в недрах старого. Жизнь представлялась Пушкину бесконечным и противоречивым процессом. В стихотворении, посвященном лицейской годовщине 1836 г., идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.
Поэзия Пушкина тесно связана с фольклором, исполнена мотивов народной поэзии. В пушкинской поэзии прозвучали «то разгулье удалое, то сердечная тоска», которые, по мнению самого поэта, составляли два существенных мотива русской народной поэзии. Пушкин высоко ценил народное творчество, песни, русские сказки, пословицы. Он призывал писателей и поэтов изучать фольклор, изучать язык народной поэзии. Широко отразился в его творчестве мир русской сказки. По словам М. Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…»
«Верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность» были в глазах Пушкина признаками истинно художественного произведения. В нем не должно быть «ничего запутанного, темного… лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах». «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность»,- писал Пушкин одному своему корреспонденту. И именно эти черты характеризуют творчество самого поэта. «…Особенная принадлежность поэзии Пушкина и одно из главнейших преимуществ его перед поэтами прежних школ — полнота, оконченность, выдержанность и стройность созданий,- указывал Белинский…- У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом — и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить»2. О художественной простоте и строгости пушкинского стиля писал и Гоголь, характеризуя лирику Пушкина: «…Здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Богатство и очарование личности Пушкина-поэта