• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Богатство и очарование личности Пушкина-поэта

 

Богатство и очарование личности Пушкина-поэта

На вторую половину 20-х и начало 30-х годов приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его жизни. «Живость, пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам. Нравственное здоровье, сообщающее всем привязанностям и наклонностям какую-то свежую роскошность и полноту, отнимающее у самых крайностей всю болезненность, у самых прихотей, которыми так обильна его молодость, всякую натянутость, побеждающее, наконец, всякие односторонние увлечения. Эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя бы малейшее понятие о его жизни»,- писал Чернышевский.

Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви, о дружбе.

Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую он любит безнадежно. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таковы, например, стихотворения «Кто знает край, где небо блещет…» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) и др.

В лирике Пушкина этой поры наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Оптимистические ноты неизменно побеждают. В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) поэтом овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Раздумья заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта:

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

С этой элегией перекликаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени полна горя, забот и страданий. Но он полон оптимистической веры в будущее, и этот мотив пронизывает все его творчество. В элегии «Безумных лет угасшее веселье…» (1830) Пушкин восклицает:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будет наслажденья Меж горестей, забот и треволненья…

Так всегда и неизменно преодолевались Пушкиным настроения тоски и уныния, вызывавшиеся тягостной обстановкой жизни, а сам поэт называет свою печаль светлой.

Пушкину было в высшей степени присуще понимание непрерывности, закономерности и объективности развития жизни человека и общества. С необыкновенной силой и глубиной в стихотворении «К вельможе», в предельно сжатой форме раскрыл Пушкин движение и смену больших исторических эпох, рождение нового в недрах старого. Жизнь представлялась Пушкину бесконечным и противоречивым процессом. В стихотворении, посвященном лицейской годовщине 1836 г., идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.

Поэзия Пушкина тесно связана с фольклором, исполнена мотивов народной поэзии. В пушкинской поэзии прозвучали «то разгулье удалое, то сердечная тоска», которые, по мнению самого поэта, составляли два существенных мотива русской народной поэзии. Пушкин высоко ценил народное творчество, песни, русские сказки, пословицы. Он призывал писателей и поэтов изучать фольклор, изучать язык народной поэзии. Широко отразился в его творчестве мир русской сказки. По словам М. Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…»

«Верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность» были в глазах Пушкина признаками истинно художественного произведения. В нем не должно быть «ничего запутанного, темного… лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах». «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность»,- писал Пушкин одному своему корреспонденту. И именно эти черты характеризуют творчество самого поэта. «…Особенная принадлежность поэзии Пушкина и одно из главнейших преимуществ его перед поэтами прежних школ — полнота, оконченность, выдержанность и стройность созданий,- указывал Белинский…- У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом — и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от нее нечего убавить и к ней нечего прибавить»2. О художественной простоте и строгости пушкинского стиля писал и Гоголь, характеризуя лирику Пушкина: «…Здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».



Богатство и очарование личности Пушкина-поэта

Другие сочинения по теме:

  1. Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в...
  2. Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  3. Рождение поэта (эссе о творчестве Пушкина) С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать...
  4. Стихотворение «Смерть Поэта» первый поэтический отклик на гибель Пушкина Ссылка Лермонтова на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве. В последние четыре...
  5. В поисках «живого» лица поэта (об истории жизни образа Пушкина в вервые десятилетия XX века) В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале...
  6. У истоков образа Пушкина поэта Много лет спустя после гибели поэта близкий друг Пушкина Вяземский, посетив Молдавию, написал стихи «Проездом через Кишинев». В них упоминались...
  7. Представления о личности и творчестве (на примере творчества Пушкина) Поиски подходов к проникновению в тайну личности художника, в импульсы его поступков, творческих порывов и логику развития — задача неимоверно...
  8. Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод...
  9. Каким себе публика тех лет молодого поэта Пушкина? Прежде всего — об ожиданиях читателей, о том, каким хотели видеть они певца. Часть публики — особенно молодежь — первых...
  10. Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького...
  11. Как Пушкин представлял себе назначение поэта Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: «Это...
  12. «Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в...
  13. Типичность личности Онегина в одноименном романе Пушкина Из подробного, занимающего почти всю первую главу рассказа о детстве и юности — воспитании, образе жизни, привычках — героя, принадлежащего...
  14. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  15. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  16. Основные мотивы лирики Пушкина А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил,...
  17. Богатство и проблематика поэтического наследства Николая Вороного Поэтическое мировоззрение, тонкое понимание прекрасного, углубление в общечеловеческие проблемы и восхваление вечных жизненных ценностей — вот те факторы, которые сделали...
  18. Маяковский «о месте поэта в рабочем Маяковский «о месте поэта в рабочем строю» На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у...
  19. Из статьи «О назначении поэта» В русской мысли и литературе господствует какое-то странное, частью пренебрежительное, частью равнодушное отношение к духовному содержанию поэзии и мысли Пушкина…...
  20. Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это...
« Поэтизация красот природы в творчестве Фета
Григорий Косынка — один из наилучших украинских новеллистов ХХ столетия »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения