Боль материнского сердца в поэзии Л. Костенко «Пастораль XX века»
Иногда, читая поэзию Л. Костенко «Пастораль XX века», возникает вопрос, почему поэтесса выбрала именно такое название для стихотворения? Ведь, как известно, жанр пасторали, т. е. идиллической картины жизни сельского человека в его гармоничных связях с окружающим миром, был распространен в XIV-XVIII веках. Поэтому нельзя не обратить внимание и на существенное уточнение поэтессы — пастораль именно XX века.
Уже в названии автор акцентирует внимание на своеобразном парадоксе, антитезе заголовка произведения и его содержания. Вместо идиллии, разворачивается, как вспышка, неожиданное, болезненное, трагическое эхо страшного бедствия прошлого века — войны, которая не обошла ни одну семью. Речь идет о сельских пастушках Павле, Саше, Степане, которым расти, мужать, встречать рассветы с любимой девушкой, стать настоящими хозяевами на земле.
Но эту общепринятую, органическую, как сама природа, «схему» жизнь ломает война, вернее ее далекое эхо — оставленная в поле граната.
Произошел взрыв, убитых мальчишек несут с поля. И как завершенный аккорд этой трагедии звучит крик матери:
— Хоть личико его покажите! Лица уже не было…
Лина Костенко — не сторонний наблюдатель, она сама остро переживает непоправимость потери, каждым нервом чувствует бездонное материнское отчаяние.
Нет большей казни для матери, как смерть родного ее сердцу ребенка! Это Божья кара, приговор, когда жизнь уступает смерти! Это не справедливо, когда старые хоронят молодых.
В этом есть нечто неестественное. Поэтесса использует прием антитезы, чтобы усилить трагизм события. И несли их, убитых, деды, которым «не хотелось жить». Молодость противопоставлялась старости, а жизнь — смерти.
Природа, словно живое существо, тоже скучает по ребятам, за их утерянными жизнями: когда их сносили, «даже солнце упало ниц». Большое горе матери — потерю ребенка, поэтесса передает через память о Ариадне. Она, по древнегреческому мифу, помогла афинскому юноше Тесею выбраться из лабиринтов порлубыка Минотавра. Ариадна дала возлюбленному клубок ниток, который и указал выход. С тех пор «нитью Ариадны» называют спасительное средство выхода из очень трудного положения.
Лина Костенко трансформирует миф, описывая ситуацию, в которую попали матери погибших ребят. Поэтому такая безнадежность и отчаяние звучат в строках ее поэзии: «И никакая в жизни Ариадна уже не выведет из горя этих матерей». Ибо назначение женщины в этом сложном, противоречивом мире рожать детей, продолжать род.
Расчесывать кучерявые челки сыновьям, заплетать косички с разноцветными бантиками дочерям. Ждать внуков, правнуков, знать, что их ждет тихая старость в многолюдном семейном кругу. Женщина рожает детей в любых ситуациях: то война или мир, горе или радость. Так произошло и в поэзии Лины Костенко.
Поэтесса утверждает вечный круговорот жизни, непобедимость всего сущего, его обновление, развитие. Связь времен и поколений невозможно прервать. Самой Л. Костенко очень близки события, связанные с войной, потому что она пережила тяжелое время войны, так и открыто утверждает: «Мой первый стих написан в окопе на той сыпучей от взрывов стене, когда погубило звезды в гороскопе мое детство, убитое на войне».
И таких, убитых войной, молодых ребят было очень много. Но они, верили, что все плохое пройдет. Как было написано на кольце царя Соломона: «Наступит мирное время, а с ним — любовь, смысл жизни и вера!».
Боль материнского сердца в поэзии Л. Костенко «Пастораль XX века»