• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Борьба «человека» и «футляра» в произведениях А. П. Чехова

 

Борьба «человека» и «футляра» в произведениях А. П. Чехова

С середины 90-х годов XIX века началось массовое рабочее движение, которое уже не затихало до революции 1905 года. В условиях этого пробуждения общественного самосознания открылся новый этап творчества Чехова, когда его гений достиг высшей художественной зрелости. Важная тема повестей и рассказов этих лет может быть определена названием одного из его рассказов — «Человек в футляре». Это заглавие вполне сопоставимо с гоголевским образом — «Мертвые души». «Футляр» становится у Чехова символом всей жизни, «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне». Если говорить обобщенно, содержанием многих его произведений является борьба «человека» и «футляра».

Учитель словесности Никитин женился на любимой девушке Маню-се, получил в приданое двухэтажный дом да еще денег тысяч двадцать. Позади сиротство, бедность, жестокая борьба за существование. У него, казалось бы, уже есть все — и покой, и достаток. Но именно теперь в его душе пробуждается отвращение к сонной и сытой жизни, к маленькому мирку, где так уютно живется белому мурлыкающему коту. Быт, душный, обволакивающий, затягивает его.

Он записывает в своем дневнике: «Бежать отсюда, бежать. сегодня же, иначе я сойду с ума!» . Никитин еще не сбросил с себя футляр, но пошлая, «футлярная» жизнь стала ему ненавистной. Доктор Старцев, которого все зовут по отчеству — Ионыч, назначенный земским врачом, посещает семейство Теркиных.

Он увлекается дочкой хозяев Екатериной Ивановной, «Котиком». Делает ей предложение, получает отказ и успокаивается. Новые, совсем не романтические увлечения овладевают им. Он копит деньги, скупает дома, полнеет, жиреет так, что ему тяжело дышать. Он уже и на человека-то не похож.

Когда он, пухлый, красный, едет на тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог» . Вера Кардина, «здоровая, умная, красивая, молодая», возвращается в родное имение. Здесь многое тяготит ее — дедушка с замашками грубого крепостника, манерная тетя, пошлый, преуспевающий доктор-делец.

Однако, махнув рукой на все свои благородные девические мечтания, Вера дает согласие на брак с нелюбимым человеком. «Очевидно, — рассуждает она, — счастье и правда существуют где-то вне жизни…» . Упомянуты три рассказа Чехова 90-х годов. Ясно, что это совершенно различные произведения, с разными героями, с их несхожими судьбами. Но есть и нечто такое, скрытое, трудноуловимое, что связывает эти рассказы. Во всех трех случаях рисуется картина сонной, сытой, однообразной жизни, и герой либо вступает с ней во внутренний конфликт, либо капитулирует перед ней, как Вера Кардина, как Ионыч, который и вовсе утрачивает человеческий облик.

Рассказ «Дама с собачкой» тоже находится в этом ряду произведений. Дмитрий Дмитрич Гуров знакомится в Ялте с Анной Сергеевной. В Москве он вспоминает о пережитом романе. «Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие». Кажется, Гурова постигнет та же участь, что и многих других чеховских героев, любовь, как неясный свет, брезжит в их душах и потом гаснет, задавленная убийственно-сонным, праздным, бестревожным бытом.

Но в «Даме с собачкой» все не так. Воспоминания о любимой женщине разгораются. И любовь не отступает под натиском грубой реальности, «диких нравов», «обжорства, пьянства, постоянных разговоров все об одном», наоборот, она открывает герою глаза на всю унизительность жизни, которую он до сих пор вел. В конце рассказа герои мучаются, страдают, бьются над тем, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать.

Тайная любовь воскресила их обоих, сделала лучше, чище, обострила чувство неприятия лживой явной жизни Рассказ «Невеста» по контрасту напоминает произведение, о котором уже говорилось, — «В родном углу». Там героиня, разочаровавшись во всем, выходила замуж за пошлого, неумного доктора Нещапова. Наде Шуминой, героине рассказа «Невеста», поначалу предстоит такая же участь. Когда ее жених говорит, что он «безумствует от восторга», ей кажется, что «это она уже давно слышала, очень давно, или чи тала где-то… в романе, в старом, оборванном, давно уже заброшенном».

Жених любит высокие слова, долго и нудно разглагольствует о том, как они будут «трудиться, наблюдать жизнь. О, как это будет хорошо!». Он ведет будущую жену в двухэтажный дом, где им предстоит жить, демонстрирует квартиру — «а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость…».

И Надя бежит — от жениха, прекраснодушного краснобая и бездельника, от бабушки, деспотичной и надменной, бежит от всего того, перед чем капитулировала Вера Кардина. Контрастная перекличка этих двух рассказов не случайна. Перед нами один из примеров того, каким сложным и трудным путем двигались герои Чехова к решению, к которому пришла Надя Шумина. Друг Нади Саша, который отговаривает ее от замужества, советует ехать учиться, рисует картины новой, свободной жизни и восклицает: «Когда перевернете вашу жизнь, то все изменится!

Главное — перевернуть жизнь, а все остальное не важно». Эти слова Саши порой истолковывались так: здесь звучит призыв к революционному перевороту. Однако Саша советует Наде перевернуть ее жизнь.

В повестях и рассказах Чехова не было призыва к революции, но всем своим строем они звали читателя к новой жизни, утверждали: жить по-старому невозможно.



Борьба «человека» и «футляра» в произведениях А. П. Чехова

Другие сочинения по теме:

  1. Образ маленького человека в произведениях Чехова Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает...
  2. Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему...
  3. О подтексте в произведениях А. П. Чехова В творчестве Чехова 90-х годов отчетливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, «не позволявшая ему открыто заявлять о собственных «субъективных»...
  4. Народ в произведениях А. П. Чехова Все ждут и на что-то надеются… А. Чехов В пору зрелости внимание А. П. Чехова концентрируется на двух основных сферах:...
  5. Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей жизни… М. Горький План I. Талант и...
  6. Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова А. П. Чехов — прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими...
  7. Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя...
  8. Проблема человека и веры в произведениях писателей В тот момент, когда сердце впервые допускает, что зло есть, зло рождается в этом сердце, и в нем начинают бороться...
  9. Юмор и сатира в произведениях Чехова На рубеже XIX — XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество...
  10. Глобальные вопросы человеческого бытия в произведениях А. Чехова А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя...
  11. Проблема счастья в произведениях Чехова Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А все потому, что она актуальна и по...
  12. Поиск смысла жизни и счастья в произведениях Чехова Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова Если каждый человек на куске земли сде­лал бы все, что...
  13. Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова 1. Жизнь и сад . 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в...
  14. «Смысл и Драма человека» в творчестве Чехова У Чехова была необыкновенная «зоркость бытия», он отличался наблюдательностью и острым ведением мелочей жизни. Недаром писатель на протяжении многих лет...
  15. Тема «маленького человека» в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А....
  16. Как узнать пошлого человека в ранних сюжетах Чехова В юмористических рассказах пошлый человек — тот, кто и говорит пошлые, то, есть избитые, иногда с оттенком непристойности, слова, и...
  17. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского Тема падения и духовного возрождения — важнейшая в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что...
  18. Тема «лишнего человека» в драматургии Чехова Чехов продолжает заявленную Бальзаком тему накопительства. Причем для русского классика тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует...
  19. Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому,...
  20. Проблема личности человека в творчестве А. П. Чехова В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес...
« Сочинение-рассуждение на тему архангельская область-малая моя родина
Нетерпение сердца краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения