Борис Пастернак: лирика жизни
Февраль! Достать чернил и плакать… Б. Пастернак Ученик Скрябина, сам великолепный музыкант, Пастернак в своих лирических стихах одновременно и музыкален, и прост. Если добавить к этому главную примету Скрябина — цветность, то, кроме цветности, которая всегда присутствует, второй характеристикой поэзии Пастернака является лексическая простота. Он сложен и прост, изыскан и доступен, эмоционален и сдержан.
Эти антонимы в оценке творчества часто составляют ткань его стихов: Нескромный — самый странный, самый тихий, Скала и шторм, и — скрытый ото всех Играющий с эпохи Псамметиха Углами скул пустыни детский смех… Многоточие, падающее в пустоту молчания этого пассажа из «Темы с вариациями», напоминает вздох. Или оборванную паузой, но продолжающую звучать музыку. Рояль дрожащий пену с губ оближет, Ты скажешь: — Милый!
Нет, — скажу я, — нет. При музыке… Но можно ли быть ближе?!
И все же изыски фраз, кружева слов, но, как у любого гения, простота венчает и конец, и начало искусства. Мело, мело по всей земле, Во все пределы, Свеча горела на столе, Свеча горела. Свеча — пронзительный светильник Любви.
Огонек надежды. И было пусто на земле Седой и белой, Свеча горела на столе, Свеча горела. Какой разительный контраст с ранними фантазиями поэта! Но тема одна и та же, какими словами ее ни высказывай. Сними ладонь с моей груди, Мы — провода под током, Друг к другу вновь, того гляди, Нас бросит ненароком.
И там, где горит свеча, тот же накал страстей: На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. И будто вывод из страстей: Быть женщиной — великий шаг, Сводить с ума — геройство. Стихи Пастернака не только музыкальны. Они невероятно раскованны. Свободная вязь слов стилистически безупречна: Приедается все, Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят, И годы проходят, И тысячи, тысячи лет… Так можно говорить не только о море, но и о самой жизни. Во всей ее изменчивой великолепности.
Борис Пастернак: лирика жизни