Братство свободы и радости — лирическая поэзия вагантов
Представление о лирической поэзии расширяется знакомством с творчеством вагантов. Дело в том, что эпоха крестовых походов резко подняла спрос на грамотных людей. Соборные школы и первые университеты в ответ на это стали выпускать все больше и больше просвещенных клириков, и довольно быстро количество интеллигенции выросшее настолько, что молодым людям все тяжелее было найти себе приход, учительскую кафедру или службу в канцелярии. Это была первая в истории Европы ситуация излишка просвещенных людей. В поисках работы они странствовали, зарабатывая себе на проживание латинскими стихами.
Второй акцент делаем на том, что поэзия вагантов была написана на латинском языке. Это объясняется тем, что латынь была не только языком католической церкви, а и языком науки и образования, и хотя ваганты жили среди народа и общались французским, немецким или другим из существующих тогда языков, да и способ их жизни мало чем отличался от народных певцов и рассказчиков (а также жонглеров и других странствующих актеров), тем не менее стихи они писали латынью, считая ее признаком своего культурного аристократизма (ведь они имели образование). Кроме того, студентов, которые к тому времени без препятствий меняли места обучения, переходя с одной страны к другой, соединяла именно латынь.
Третий акцент — анонимность поэзии вагантов. Конечно, эта анонимность не означает, что здесь не было индивидуального творчества: здесь, как и везде, единицы создавали новое и оригинальное произведения, десятки размножали их своим наследованием, а сотни перерабатывали и переписывали уже созданное. Большинство таких стихов и песен рассеянно в латинских рукописях и сборниках. Богатейший из них «Бурсацкие песни», составленный в Южной Германии в XIII ст., начисляет свыше 200 стихов.
Тем не менее три имени, которые принадлежат к трем поколениям вагантов, дошли к нам. Это Гугон на прозвище Примас (т. е. Старейшина) Орлеанский (1130-1140 гг.). Слава о нем ходила всей Европой, а имя его было легендарным. Из трех десятков его стихов можно вывести историю его странствующей жизни. Второй выдающийся поэт известный лишь за прозвищем Архипиит (т. е. поэт поэтов) и десятью стихами, написанными в 1161 -1165 гг. За его же словами, он был из рыцарского рода и пошел «в поэты» лишь через любовь к «словесности». Его перу принадлежит знаменитая «Исповедь» — один из известнейших стихов, популярный в студенческой среде и сегодня. И, в конце концов, третий классик лирики — Вальтер Шатильонский. Большинство его стихов — сатирические; они разоблачают корыстолюбие высокопоставленных церковников и их равнодушие к знаниям.
Серьезные жанры духовной словесности под их пером превращались в пародийные произведения. Ваганты остроумно, задорно высмеивали лицемерие, разврат, вымогательство духовных лиц, называя священнослужителей «волками в овечьих шкурах», самую церковь сравнивали с блудницей, а папский Рифм — с грязным базаром. Церковники, конечно, преследовали вагантов, бросали к тюрьмам, даже казнили. И, казалось, бурсацкой дерзости не было границ.
Поэзия вагантов тесно связана со средневековой народной культурой, высочайшим проявлением которой были карнавальные праздники. Как и карнавал, эта поэзия создает рядом с миром жестокой повседневности особый, другой, мир. Так возникли пародии и травести — ценнейшее достижение творчества странствующих поэтов. Обратившись к определению этих жанров, следует привести яркий отрывок из такого произведения, обозначенный колоритными ситуациями, преисполненный иронии и шутки, как вот:
…Адам призадумался, лиг в уголку.
Пришел Господь, его возбудил,
Да и. говорит: «Где ты дел рубашку?
«Я, отцу, вчера потерял!»
«Неправду говоришь ты, племянник!
Я знаю, где уже вы были!»
«Прости мне и Еви, Бог,
Так как мы рубашку пропили…»
(Из «Рождественской песни»)
Размеры и строфика духовных пений использовались вагантами для восхваления беззаботной жизни, веселой проведения времени в кабаке за игрой у карты, для воспевания достоинств и обворожительности любимой, для изобличения жадности и лицемерия высокопоставленных церковников. Кроме церковной поэтической традиции, источниками лирики вагантов была римская поэзия, прежде всего лирика «певца любви» Овидия и народная обрядовая поэзия (отсюда — распространение в поэзии вагантов «весенних песен»).
Братство свободы и радости — лирическая поэзия вагантов