• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Булгаков и Художественный театр

 

Булгаков и Художественный театр

В мае 1912 года в Киев с шестью спектаклями в полном составе прибывает Художественный театр. В интервью корреспонденту «Киевской мысли» Вл. И. Немирович-Данченко расскажет, что театр привез декорации на двадцати трех платформах и вагонах. Очередь за билетами тянулась через несколько улиц, художественный же успех, как сообщает корреспондент, «был средний». И. Виноградская опубликовала письмо одного киевлянина, который пробился на первый спектакль и поразился холодности публики.

Возмущенный зритель пишет Станиславскому: «Сначала я думал, что она так напугана молвой о строгой дисциплине, практикуемой Вашим театром. Но потом увидел, что это не так. И если бы вы посмотрели на эти открытые жилеты, бараньи глаза, упитанные дамские телеса, Вы, вероятно, почувствовали бы нечто неприятное при мысли, какую публику Вы кормите Вашим бисером».

Бисером кормили не зря. Среди «открытых жилетов» и «бараньих глаз» наверняка были и внимательные глаза студента медицинского факультета Михаила Булгакова, будущего «автора театра».

Киевские гастроли художественников успел запечатлеть синематограф. Пленка сохранила ощущение неслыханного театрального праздника. Вот веселая прогулка по Днепру на пароходе. Танцы.

Немирович дважды пройдет перед камерой, смешно позируя. А потом по трапу быстро сбежит высокий, рано поседевший красавец — Станиславский. А за ним — Москвин, а потом, кажется, Артем. И крупным планом — счастливое лицо Книппер-Чеховой.

И толпа восторженных киевлян, бурлящая масса, в которой не разглядеть отдельных лиц…

Облик Булгакова-театрального традиционалиста, его киевская сценическая закваска замечательно просматривается и воспоминаниях С. Ермолинского, одного из близких к Булгакову людей 30-х годов. Мемуарист отмечает, что автор «Кабалы святош», любил, «облачившись к черный костюм и прицепив бантик, на правах «моего» человека отправиться послушать, например, «Аиду» и Большом театре в давней постановке.

Печать «старой провинции» Булгаков в своих театральных воззрениях сохранил и осмыслил в совершенно особом духе. Тайна сцены, поэзия кулис, чувство театра как «волшебной камеры», подмостков как творящего и преобразующего пространства, все эти условности старого романтического театра, доживавшие свой век в провинции, совпали с глубинными установками Булгакова. Вера в устойчивость органических, естественных начал жизни питала образ старинного театра, в чем-то интимно совпадающий с образом театра провинциального.

Извечный выход к рампе «разноцветного Валентина», огни города, тепло дома и саардамских изразцов, возле которых читались любимые книги, «пахнущие старинным шоколадом», раскрытая партитура » Фауста » на рояле — это все категории жизненного уклада, быта и, одновременно, культуры, совершенно не враждебные друг другу. Образ старого театра находился рядом с образом уютной повседневности, той нормы человеческой жизни, которая, как сказано в «Белой гвардии», непременно восстановит свои права, «потому что Фауст, как Саардамский Плотник, — совершенно бессмертен».

Этот мотив окрасится потом трагическими обертонами, вступит в неравную борьбу с иными мотивами булгаковского искусства и его человеческой судьбы.

Очерк М. Булгакова «Киев-город» напечатан в июньском номере газеты «Накануне» . Он написан человеком, который уже продумал и во многом осуществил ту самую книгу, которая, по прогнозам очеркиста, должна появиться «лет через 50». Перелом времени осмыслен в романе «Белая гвардия» и через смену и борьбу разных культурно-исторических реалий. Прежний город вместе с Оперой остался существовать только в природе авторского зрения, в его неожиданных иронических сопоставлениях. То Мышлаевский загремит, как Ра-дамес в «Аиде», то Михаил Семенович Шполянский, оборотень, окажется похожим на Евгения Онегина или на Марселя в «Гугенотах», то Турбин в ужасе и панике разгрома своего дивизиона заметит на боковом подъезде Оперного театра полуоборванную афишу: «Кармен.

Кармен». В конце романа на «саардамских изразцах», домашних скрижалях истории, смываются все надписи и «случайно» остается одна: «Лен… я взял билет на Аид…»

Укороченное на одну букву название оперы совпадает с древним обозначением царства смерти. Вот все, что осталось от «времен легендарных». Не менее значимы в романе реалии другого культурного обихода, который установился в городе в период четырнадцати переворотов. В доме на Алексеевском спуске Турбины обсуждают премьеру «Павла I», той самой пьесы Д. Мережковского, которая стала гвоздем сезона Соловцовского театра в восемнадцатом году .

В первой редакции «Турбиных» юнкера в гимназии, ломая парты, поют куплеты из «Пупсика», популярной оперетты, которая входила в звуковой фон времени.

В автобиографии, составленной в октябре 1924 года, Булгаков вспомнит опыт театральной работы во Владикавказе очень коротко: «Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве, в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде пи одного экземпляра их не осталось».

Надежды не оправдались. Дотошные историки разыскали через сорок лет суфлерский экземпляр одной пьесы, восстановили в общих чертах содержание и смысл других четырех, которые Булгаков даже в общий счет не включил. Идея плавной литературной эволюции оказывается заманчивой: биографы и театроведы терпеливо и настойчиво стремятся обнаружить в погубленных автором пьесах черты будущих высоких замыслов.



Булгаков и Художественный театр

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение на тему «М. А. Булгаков и театр» «М. А. Булгаков и театр» Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске,...
  2. Кроссворд «М. А. Булгаков» По горизонтали: 5. Персонаж пьесы «Сыновья муллы». 6. Финдиректор театра Варьете в романе «Мастер и Маргарита». 10. Председатель жилищного товарищества...
  3. Михаил Булгаков. Сочинение биография писателя МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940). М. Булгаков — один из известнейших и популярнейший писателей. Его произведения стали достоянием мировой литературы, они...
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков . Биография в датах и фактах Михаил Афанасьевич Булгаков — русский прозаик и драматург, автор знаменитого романа «Мастер и Маргарита», принадлежащего к лучшим образцам Модернистской прозы....
  5. Русский национальный театр и «Театр Островского» Почти пятьдесят пьес написано Островским. Одни из них более, другие менее известны. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино...
  6. Михаил Булгаков: культовая фигура «Дописать раньше, чем умереть…» М. Булгаков. Михаил Булгаков родился в столице нашей страны. Здесь в Киеве, на Андреевском подъеме, и...
  7. Чехов и украинский театр Великий русский писатель внимательно и заинтересованно следил за развитием украинского театра. Особенно высоко ценил он талант замечательной актрисы М. К....
  8. Сочинение о творчестве мастера. Михаил Афанасиевич Булгаков Михаил Булгаков — один из самых известных и популярных писателей. Его произведения стали достоянием мировой литературы, они переведены на многие...
  9. Булгаков -«политически вредный автор» Смех не может быть нейтральным. Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. М. Зощенко Я считаю, что ярлык...
  10. Михаил Афанасьевич Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье Афанасия Ивановича Булгакова , преподавателя Киевской духовной академии, за несколько...
  11. Михайло Булгаков Майстер і Маргарита» 1. Яке місто Михайло Булгаков у багатьох своїх творах визнавав улюбленим, вартим найвищих почуттів? Відповідь: Київ. 2. Чому твір М....
  12. Булгаков и Сталин Заочные отношения между Булгаковым и Сталиным завязываются в конце двадцатых годов. Этому предшествует обыск на квартире автора «Белой гвардии». В...
  13. Театр абсурда (Беккет и Ионеско) В начале 50-х годов во французском театральном искусстве заявило о себе новое направление — искусство абсурда, преподнесенное как против буржуазного...
  14. Булгаков о вечных ценностях Сравнивая роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» с его пьесой «Дни Турбиных», нельзя не обратить внимание на одно странное обстоятельство....
  15. Булгаков — містик у лапках Твір по літературі: Булгаков — містик у лапках Диявола, мабуть, для Булгакова Дійсно не існує Е. Сидоров За професією Михайло...
  16. Євангельський сюжет у трактуванні М. А. Булгакова Майстер і Маргарита Булгаков М. А Євангельський сюжет у трактуванні М. А. Булгакова Події, описані в Євангелії, протягом багатьох сотень років продовжують залишатися загадкою. Дотепер не...
  17. Театр Метерлинка — «театр ожидания» Театр раннего Метерлинка называют «театром ожидания». Ситуации этих четырех пьес действительно воссоздают ожидание. «Слепцы» является проекцией метерлинкивськой концепции мира и...
  18. Литература, театр и А. Н. Островский Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма —...
  19. БУЛГАКОВ: Большая игра Готовясь к Большой булгаковской игре, командам следует особенно внимательно перечитать произведения «Собачье сердце», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита». I. Разминка...
  20. Театр социального действия в драмах Лорки Гораздо более зрелое мастерство обнаруживает Лорка в драме «Мариана Пинеда», завершенной в 1925 году. Драматург на этот раз обращается к...
« Заячьи лапы краткое содержание
Географическое положение Южной Америки »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения