Быт и нравы барской Москвы . Краткое изложение текста
Сочинение А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа.
Высокообразованный и воcпитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению.
Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.
Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.
Чацкий — молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права.
Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм.
В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги.
Поэтому «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов — богатый крепостник, защитник самодержавно — крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.
Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов.
А далее он добавляет: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, да если наберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених.
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок».
На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он считает, что нужно служить «делу, а не лицам».
Чацкий уважает таких молодых людей, которые «не торопятся записаться в полки шутов». Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его угождать всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, «не разбираясь в средствах». Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит «по должности». Чацкий с горечью говорит: «Молчалины блаженствуют на свете!».
Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.»
Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих — Вакансии как раз открыты!
То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», — так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. «Ученостью меня не. обморочишь», — говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а книги сохранят так: для больших оказий».
Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — говорит Фамусов. А. богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев…
Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.
Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!
Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство.
Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок — гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого — полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете.
Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный.
В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» . Софье, по заключению Гончарова, «тяжелее даже Чацкого».
Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь… не раз» на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством.
Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна.
Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Белинский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства…
Какие типические характеры; какой язык, какой стих — энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!»
Комедия «Горе от ума» и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное.
Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.
Быт и нравы барской Москвы . Краткое изложение текста