Царственные слова
Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию «Использование технологии критического мышления на уроках литературы». Знакомила учителей района с этой технологией и показывала урок с применением ее. Урок разработала сама, боялась, что он покажется ученикам сложным, что не успеем все намеченное сделать за 45 минут.
Но все получилось как нельзя лучше, урок понравился и учителям, и детям. Может быть, кому-то из учителей, работающих над применением ТКМ на уроках, пригодится предложенный мной материал.
В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения и отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: Чем художественная речь отличается от нехудожественной? Один из ответов — наличием Тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку доля тропов в них часто бывает очень высокой.
Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке.
Затем учащимся для индивидуальной работы раздается текст «Как простые слова становятся царственными» . Шестиклассники читают его и делают на полях пометки: ; + ; ? . Затем в тетради оформляется и заполняется таблица.
Царственные слова