• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Целое с миром

 

Целое с миром

Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»

Произведение Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и ее влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие — иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.

Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.

При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.

Среди целей в работе с романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:

— познакомить с творческой личностью Б. Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием; — рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа; — расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.

При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:

— фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет; — фотодокументы 10-20-х годов XX века; — репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».

Не претендуя на охват всех сторон книги , я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.

Известно, что «Доктор Живаго» не Роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение .

Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.

Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.

Повторим здесь лишь основные положения.

I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:

А) целостность мира, он един; б) единство человека и мира; в) единство и нерасчлененность дома и мира .

Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует свое понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.

II. Причины появления прозы у поэта. Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта. Приведем лишь несколько слов Б. Л. Пастернака по этому поводу: «В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи…»

III. С определением жанра произведения связаны Особенности изучения.

1. Это не роман в обычном понимании слова. 2. Жизнеописание, житие, страсти. 3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д. С. Лихачев. Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988.

N 1).

IV. Символика имен и названия.

Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит , что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит «вечно живой». Появление в названии слова «доктор», равно как и профессия героя, обусловлены определенной связью с Фаустом и переводческой работой Б. Л. Пастернака над «Фаустом» Гете. Об определенной смысловой нагрузке других имен тоже можно говорить с большой определенностью.

Домашнее задание.

В главах, данных учителем, найти строки, освещающие Авторский взгляд на такие проблемы:

— человек и революция, — Художник и революция, — гражданская война.

Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: «Мело, мело по всей земле, // Во все пределы…»

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ

Работа идет по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.

1. Как выражается отношение автора к проблеме «человек и революция»?

— Авторский взгляд выражается через отношение к этой проблеме Ю. Живаго, так как он — лирический герой произведения.

2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?

— На протяжении романа оно меняется. Сначала:

: «Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился…

Можно… сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм — …это море жизни… той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащенной…»;

: «Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодежь 1905 года, поклонявшаяся Блоку… «;

: «Все же истинно великое безначально, как вселенная»;

: «Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению.

Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться».

Потом взгляд меняется:

:

«Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле»;

«…во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это все еще далеко от осуществления, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.

…Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее… начало…»;

«Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали…»

История Палых и история Васиной деревни .

Выводы.

«Каждый ожил, переродился», следовательно, революция — это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция — это «стихия свободной стихии». Герой понимает гениальность этого события, в нем есть что-то сродни рождению гениального человека.

Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились «моря крови». Цель — переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она — самоценное и саморазвивающееся понятие.

Всякая переделка только убивает жизнь.

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

:

«Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы… вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества».

: «…на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части». «И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни.

Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания».

Выводы.

Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго — поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, «полета вольное упорство» и «казенная землемерша» — смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Вторая группа проблем для обсуждения в классе:

— человек и мир; — человек и история; — природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни; — жизнь и смерть.

Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.

Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:

Опять трубить, и гнать, и звякать, И мякоть в кровь поря — опять Рождать рыданье, но не плакать, Не умирать, не умирать.

ЧЕЛОВЕК И МИР

Работа идет с текстом по комплексу вопросов.

Как соотносятся эти понятия? Что первично?

:

«…Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной… все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною… он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращенное и прямо его касающееся… и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам».

Выводы.

По мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет, в его отношении нет ничего набожного, для человека нет ничего недоступного. Он относится «к силам земли и неба» как к «своим великим предшественникам».

Таким образом:

Я = всем = миру я — целое с миром.

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

:

«Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.

Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти».

:

«…то, что называется ходом истории, он представляет себе… наподобие жизни растительного царства… Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаем его в неподвижности.

И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю».

Выводы.

По Пастернаку, человек застает исторический процесс только на каком-то этапе. «История — вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Как связаны доктор и окружающий мир?

Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?

:

«Все кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом все по дороге».

:

«Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи.

Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает».

:

«Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству».

:

«Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног…»

Выводы.

По мнению автора, природа — волшебство, когда человек понимает ее, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно все окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить.

Он часто чувствует, что Лара — это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней — стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда — не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.

Что является антитезой жизни в природе? Где кончается жизнь Ю. Живаго?

Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б. Л. Пастернак традиционен, вспомним Н. Гумилева и его «Заблудившийся трамвай»:

Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вывеска… кровью налитые буквы Гласят — зеленная, — знаю, тут Вместо капусты и брюквы Мертвые головы продают.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

1. Кончается ли роман со смертью Ю. А. Живаго? Что в конце?

— Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается все же не этим, а стихами.

2. Как вы думаете, почему?

— Стихи — то, что не может умереть.

3. Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?

— Оно решает «вечную» проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: «быть или не быть».

Какова основная мысль?

— Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.

4. Заключительное стихотворение — «Гефсиманский сад» .

Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?

— Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, — достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.

Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю. Живаго на эту проблему.

5. Взгляды автора и лирического героя на эту проблему в романе.

:

«…сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека… Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов… потому что прежнее прошло… потому что это уже видали… а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная».

:

«И две рифмированные строчки преследовали его:

Рады коснуться и Надо проснуться.

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться. Надо проснуться и встать.

Надо воскреснуть».

:

«Каждый родится Фаустом, чтобы все обнять, все испытать, все выразить».

:

«В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»… Футлярчик был полураскрыт.

Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

:

«Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества… Вожди и народы отошли в прошлое.

Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной».

Выводы.

По Пастернаку, человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живет вечно.

Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь — дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и дает смысл всему.

По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.

В качестве итоговой работы предлагаются Сочинения на темы:

1. «Смерти не будет…» . 2. Место стихотворений Ю. Живаго в художественной структуре романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». 3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.

4. Женские образы и их роль в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».



Целое с миром

Другие сочинения по теме:

  1. Родство с миром в лирике Б. Л. Пастернака «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» — так понимал природу искусства Борис...
  2. Наш класс — единое целое!!! Для того, чтобы класс стал более дружным, необходимо сплотить учеников, заставить почувствовать, что они являются единым целым. Не помешает организация...
  3. Организм — единое целое. Многообразие организмов Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия. Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и...
  4. В Пушкине русская литература выросла на целое столетие Он завещал последователям своим искренность, самобытность, он завещал каждому писателю быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость...
  5. Кто управляет миром в романе «Мастер и Маргарита»? Решив напечатать темпераментно написанную статью Галины Михайловны Ребель, мы сознаем, что, несмотря на убежденность ее автора в предлагаемых толкованиях, многие...
  6. Знакомство с миром И дым отечества нам сладок и приятен Г. Державин Я родился в Москве. Люблю родину и с уважением отношусь к...
  7. Поэзия А. Рембо. В поисках гармонии с миром Почему в мире так много поэтов? Разве не все еще сказано? Возможно, и много только каждый поэт прибавляет ко всемирной...
  8. Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным....
  9. Комаровский — характеристика персонажа Произведение: Доктор Живаго Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат. Один из самых отрицательных персонажей романа. К. виноват в разорении и...
  10. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подарок бабушки Варвары» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №12» «Детский сал №65 «Якорек» Архангельская область, город Северодвинск Конспект занятия по ознакомлению с окружающим...
  11. Цветок и душа, погублены жестоким миром в романах Ф. М. Достоевского Для Ф. М. Достоевского, как и для многих его современников, гармония общественного бытия заключалась не только в братском союзе людей,...
  12. Разлад героя с миром и значение внутреннего конфликта в трагедии Шекспира «Гамлет» Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить свое предназначение? И вопрос этот относится не к...
  13. Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям...
  14. Тема творчества в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Не перестаю удивляться, когда читаю роман Пастернака «Доктор Живаго». Перед нами, на мой взгляд, род автобиографии, несмотря на то, что...
  15. Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» При написании романа «Доктор Живаго» Пастернаку, в первую очередь, хотелось передать эпоху того времени, события, свидетелем и описателем которых он...
  16. Лара — характеристика персонажа Произведение: Доктор Живаго Лара — дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Гишар. Л. хороша, по мыслям Живаго, «той бесподобно чистой и...
  17. Интеллигенция и революция в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской...
  18. Мой любимый поэт и писатель Борис Пастернак Борис Леонидович Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов...
  19. Юрий Живаго главный герой одноименного романа Пастернака «Доктор Живаго» вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака — автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих...
  20. Поэзии Юрия Живаго Поэзии Юрия Живаго не имеют полной последовательности в тематическом плане: цикл начинается стихотворением » Гамлет «, в котором объединяются библейские...
« Сочинение по картине и сочинение про героя
Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения