Чацкий и фамусовское общество
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает проблема ума, идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого формируются все остальные конфликты. Грибоедов считал, что «здравомыслящим человеком» является лишь Чацкий, а все остальные — «глупцы», что однозначно показал в своем высказывании. Но я с ним не согласна: Чацкий, несомненно, здравомыслящий человек, но всех остальных «глупцами» я назвать не могу. Глупец — человек недальновидный, не способный придерживаться определенной позиции. Часть из этих «двадцати пяти» этому определению не соответствует.
Они с определенной точки зрения тоже вполне умны. Обнаруживается два понимания ума: ум Фамусова и его окружения — и ум Чацкого. По мнению представителей фамусовского общества, умный человек умеет приспосабливаться и добиваться своего любыми способами, а безумен тот, кто не способен держать крестьян-крепостных, кто не желает лукавить, отказывается от должности и карьеры.
Так что многих персонажей можно назвать в своем роде вполне умными. Например, один из главных героев — Молчалин. Его точно нельзя назвать недальновидным, ведь он знает, что, только будучи покладистым слугой, он сможет чего-то добиться. И не его вина, что в фамусовском обществе добиться успеха можно только таким способом, что он вынужден «угождать всем людям без изъятья», что в его «лета не должно сметь свое суждение иметь» тем, кто хочет дослужиться до высокого чина. Он просто приспособился к настоящей действительности.
Второй «глупец» — Фамусов. Можно согласиться с тем, что он невежественен и неответственен , но он все же думает о будущем дочери: дал ей подобающее образование, пытается подыскать ей выгодного жениха, побогаче и попрестижнее. К тому же не может быть уж совсем глуп человек, который смог добиться высокого чина, разбогатеть и остаться на высоте «до седин».
А Софья? Разве ее можно назвать невеждой? Она много читает, хорошо образована. А то, что она полюбила Молчалина, а не Чацкого — вовсе не признак глупости, как считает Чацкий.
Как говорится, «сердцу не прикажешь». Молчалин обманул ее, а она — неопытная семнадцатилетняя девушка — приняла его за романтического героя. А еще, конечно, именно Софья пустила слух о сумасшествии Чацкого. Но это свидетельствует не о глупости ее, а о глубине обиды, о желании отомстить.
Она в действительности не думала, что Чацкий сумасшедший, и его хорошо понимала, а солгала ради мести. Насчет ума Чацкого велись обширные споры со времен создания комедии. Современники Грибоедова по-разному относились к Чацкому. М. А. Дмитриев считал, что Чацкий лишь умничает, презирая других, отчего выглядит комичнее всех. Пушкин, не отрицая глубины мыслей, высказываемых Чацким , утверждал: «Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми».
Скептически отозвался о постановке проблемы П. А. Вяземский: «посреди глупцов разного свойства» Грибоедов показал «одного умного человека, да и то бешеного». Гончаров считал, что Чацкий — самое умное действующее лицо комедии, что он неизбежен при «каждой смене одного века другим», опередивший свое время и подготавливающий приход нового. Я здесь, пожалуй, соглашусь с Гончаровым в том, что Чацкий выгодно отличается от остальных героев комедии, образован и умен, но, по-моему, всех прочих он считает глупцами совершенно напрасно. Подводя итоги, можно сказать, что «ум» в комедии — проблема противоречивая, вызывающая много споров.
Каждый понимает «ум» по-своему, особым образом, что и не позволяет нам четко различить, кто «здравомыслящий», а кто «глупец».
Чацкий и фамусовское общество