• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году. Молодые дворяне, передовая их часть, стремились изменить действительность, а старшее поколение, напротив, всеми силами старалось удержать общество от всяких времен, делать все так, «как делали отцы».

Автор комедии, безусловно, принадлежал к обществу молодых реформаторов, он был близок с декабристами, посвящен в дела тайных обществ, критиковал правительство. Поэтому и главный герой пьесы — Чацкий — вышел из-под его пера очень похожим на самого автора, а общество старых дворян представлено так ярко и многогранно. Московское общество, показанное в комедии, нередко называют «фамусовским обществом», и это название не лишено смысла.

Центральное место здесь занимает Павел Афанасьевич Фамусов, богатый и известный московский барин. В его монологах, репликах и спорах хорошо видны те привычки и законы, по которым живет он и его окружение. Главная забота этого общества — сохранить все, как оно есть, а их девиз — «учились бы, на старших глядя».

Состав фамусовского общества весьма разнообразен: тут и чиновники , и военные , графы и князья , а также другие персонажи, объединенные реакционными взглядами на развитие общества. Следует отметить и художественный прием, которым пользуется автор, при описании взглядов и пороков московского общества. Он берет по одному представителю из определенного круга и высмеивает недостатки каждого.

Так, Скалозуб — представитель военщины, Молчалин — мелкий служащий. Но Грибоедов не просто показывает принадлежность героя к какому-либо классу, группе. Автор подчеркивает типичность каждого персонажа комедии.

Так, Павел Афанасьевич Фамусов — «управляющий в казенном месте», крупный чиновник, крепостник. Казалось бы, у него есть все, но Фамусов мечтает о титуле, добыча которого становится для него смыслом жизни. Он видит только один путь осуществления своей мечты — выдать дочь замуж за знатного и богатого человека. Поэтому он и приглашает в свой дом на балы и танцевальные вечера графов и князей.

Однако знатный — не значит богатый, и Фамусов старается сочетать и «золотой мешок» и «чин»: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених… Чацкий тут же добавляет: «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством». Основной претендент на руку Софьи и идеальный вариант для Фамуова — Сергей Сергеевич Скалозуб.

Полковник, метящий «в генералы», грубоватый и недалекий человек . Всю свою жизнь он подчиняет осуществлению своей мечты — получению генеральского чина. При этом, «чтобы чины добыть, есть многие каналы», заявляет Скалозуб, как «истинный философ».

Все его военные подвиги сводятся к тому, что «засели с братом мы в траншею, ему дан с бантом, мне — на шею». Софья характеризует его как героя «не ее романа», а его шансы на получение ее руки оценивает так: «Мне все равно: что за него, что в воду». Соперник Скалозуба в борьбе за руку Софьи — Алексей Степанович Молчалин, личный секретарь Фамусова, живущий в доме своего хозяина. Цель его жизни — карьера, и ради нее Молчалин готов терпеть любовь Софьи и «угождать всем людям без изъятья». У Молчалина есть две замечательные черты характера: умеренность и аккуратность.

При наличии этих черт, а также умения «угождать» Молчалин, вероятно, «дойдет до степеней известных». В этом можно не сомневаться, так как автор показывает другого «мастера услужить» — Загорецкого — «мошенника и плута», которого общество любит за услужливость. Таким образом, картина получается весьма полной, и мы видим, что Чацкому противостоят не отдельные личности, а целый жизненный уклад. Наиболее неприемлемыми для Чацкого и Грибоедова выглядят пути к заветному благополучию. Чацкому более-менее понятно желание заполучить «золотой мешок», но способы его получения не привлекают героя.

Понять, как можно «прислуживаться», а тем более «сгибаться вперегиб» и «угождать всем людям без изъятья» для достижения такой цели, как получение чинов и денег, герой не может. Он «служить бы рад» идее, принципам, свободе, Отчизне, поэтому и высмеивает кумиров Фамусова — Максима Петровича и Кузьму Петровича: «Чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?» Удивительно единодушны все члены фамусовского общества во взглядах на просвещение, науку, образование. Фамусов высказывает свою точку зрения: Ученье — вот чума, ученость — вот причина Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений… …Нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. И все дружно ему вторят, например, Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.

Княгиня Тугоуховская также высказывает свое мнение: …В Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры! Причины такого единодушия видны достаточно ясно: просвещение грозит новыми идеями, расшатывающими привычный уклад жизни. Поэтому очень удобно признать Чацкого сумасшедшим и жить спокойно. Мол, это не мы глупые, а он социально безумен. Все с восторгом присоединяются к сплетни о его сумасшествии, понимая, что тот хоть и не разрушит в одиночку устои общества, но расшатать их может основательно.

И потом, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Ведь Чацкий уедет, а город еще долго будет переживать этот скандал. На мой взгляд, есть еще одна причина, по которой общество хочет избавиться от Чацкого: у него могут появиться единомышленники, и тогда это будет уже сила. Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума» представляет собой одно из наиболее ярких произведений русской литературы, в котором так реалистически изображено московское дворянство первой четверти XIX века.

Хотя накануне декабристского восстания и начинают появляться такие люди, как Чацкий, но в обществе все еще господствуют алчность, стремление к чинам, пошлость, низкий культурный уровень, преклонение перед иностранным. Любые благородные стремления тонут в море косности, а их инициаторы обречены на поражение.



Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Другие сочинения по теме:

  1. Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» План 1) Жанр «Горя от ума» . 2) Критика консервативного дворянства — одна из ведущих тем произведения. 3) Характеристика фамусовского...
  2. Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его...
  3. Чацкий и фамусовское общество «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает проблема ума,...
  4. Защитники «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Россия первой трети XIX века. (Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона — исторический рубеж между «веком нынешним» и...
  5. Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской...
  6. Конфликт в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова Столкновение Чацкого с обществом определяет изначально любовный конфликт между Чацким и Софьей, который притягивает блуждающий и снисходительный взгляд Чацкого к...
  7. Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В...
  8. Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии «Горе от ума», ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное...
  9. Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова Одна из важных черт произведения «Горе от ума» автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое — любовь, второе...
  10. Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Московские бары… Как жили эти люди, составлявшие наиболее богатую и влиятельную часть московского общества? Жизнь они вели спокойную, размеренную. Каждый...
  11. Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом....
  12. Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует «хвастливый воин», популярная маска римских...
  13. Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов...
  14. Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в...
  15. Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Свою комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса...
  16. Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших...
  17. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусовых» из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» произвела много шума в отечественной драматургии. Это — замечательное произведение с острым, афористичным...
  18. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Розыгрыш дорожек Агон I. Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами. Агон...
  19. Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии «Горе от ума»! В первом варианте...
  20. Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была первым реалистическим произведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, так...
« Отзыв на роман М. Рида «Всадник без головы»
Приключения солдатика »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения