«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга
Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа и синтеза литературных явлений, умение высказывать свою мысль, обосновываться ее примерами из текста и цитатами; воспитывать лучшие человеческие качества, эстетичный вкус, любовь к искусству.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: систематизация и обобщения изученного.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Когда я пишу, я целиком рассчитываю на читателя. Считая, что субъективные элементы, которых не хватает в рассказе, он добавит сам»,- писал а. чехов. Итак, драматург рассчитывает на активное «сотрудничество» с ним читателя и зрителя, верит, что зерна прекрасного, которые несет искусство, прорастут в наших душах добром и красотой. Сегодня на уроке мы попробуем отыскать то, что задевает наши сердца в произведениях Чехова.
II. Объявление темы и цели урока
III. Систематизация и обобщения изученного
1. Определение черт импрессионизма в пьесе «Чайка» А. Чехова
Учитель. Стержнем импрессионистического художественного видения является «культ впечатления» с присущей ему самоценностью непосредственных непостоянных ощущений. Художественный образ строится на недомолвках и намеках; зарисовкам присуща фрагментарность и этюдность; рассказ окрашен лирической стихией. (Треплев, например, создает впечатление «большого ребенка», гадая на цветке, любит ли его мать; страдает среди именитых гостей матери и приписывает им то, о чем они, возможно, и не думали; о том, почему он «вышел из третьего курса университета при обстоятельствах, как это говорят, от редакции независимых», можно лишь догадываться; и др.)
2. Проблемный вопрос
Какой из образов в пьесе является символическим и почему? (Чайки. Так называет себя одна из главных героинь пьесы. Убитую чайку приносит Нине Треплев, говоря, что так он убьет и себя. Из чайки делают чучело, которое никому не нужно. Нина — та девушка, которая живет за озером, и кто-то приходит, чтобы разрушить ее жизнь,- об этом собирается писать Тригорин, он же осуществляет этот сюжет в жизни.)
3. Заполнение сравнительных таблиц
Учитель. А. П. Чехов писал: «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов. В ней все перемешано — глубокое с мелочным, величественное с убогим, трагическое со смешным».
Давайте убедимся в этом, заполнив сравнительные таблицы, которые характеризуют героев пьесы.
Примечание. Ученики заполняют таблицы самостоятельно, учитель направляет их работу.
Глубокое и мелочное в характерах героев пьесы А. Чехова «Чайка»
4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Определение характерных, новаторских черт драматургии Чехова.
(Ожидаемые ответы: «Отказ от традиционной драматургической структуры, основанной на столкновении и борьбе персонажей», «Обращение основного внимания на внутренний мир героев, «внутреннее действие»», «Показ ключевых проблем человеческой жизни, которые скрыты за прозой будничного существования», «Использование образов-символов; влияние импрессионизма».)
5. Мини-викторина с цитатами из текста
Учитель. Определите, чей это портрет, кто это или о ком это:
? «человек умный, простой, немного, знаешь, меланхолический. Очень порядочный. Сорок лет ему будет еще не скоро, а он, уже знаменитый и сытый вдоволь… а относительно его писаний, то… как тебе сказать? мило, талантливо… но… после Толстого или Золя не захочешь читать…» (Треплев о Тригорине).
? «А я, брат, люблю литераторов. Когда-то я страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но не удалось ни то, ни другое». (Сорин о себе)
? «Бесспорно, талантливая, умная, способная рыдать над книжкой, прочитает тебе всего Некрасова наизусть, за больными присматривает как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Необходимо хвалить только ее одну, необходимо писать о ней, кричать, восхищаться ее чрезвычайной игрой…» (Треплев о Аркадиной).
? «А в моей душе и в вашей нет общих точек единения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда и шесть назад и встречаю самый лишь индиферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая…» (Медведенко о себе)
? «По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а, по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем… тем не менее, вам не понять этого…» (Маша о себе).
— «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… а меня тянет сюда к озеру, как чайку… мое сердце преисполнено вами». (Нина Заречная о себе).
IV. Домашняя задача
Для всех: подготовиться к беседе по внеклассному чтению — прочитать пьесу А. Чехова «Вишневый сад».
Индивидуальное: подготовить сообщение о сценической истории пьесы «Вишневый сад»
V. Итог урока
«Передай микрофон другу»
— Завершая тему, я хотел бы (хотела б) сказать об (подчеркнуть на)…
«Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга