«Человеческая комедия»; Бальзака
«Человеческая комедия» Бальзака. Идеи, замысел, воплощение
Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием — «Человеческая комедия», состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога — деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.
Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для «Человеческой комедии «, были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов. Однако, когда замысел сформировался окончательно, оказалось, что более ранние вещи органичны для общей авторской идеи, и Бальзак включает их в состав эпопеи. Подчиненная единой «сверхзадаче» — всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров — «Человеческая комедия» имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социального и художественно-философского обобщения явлений.
Первый цикл и фундамент эпопеи — это «ЭТЮДЫ О НРАВАХ» — стратификация общества, данная через призму частной жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:
«Сцены частной жизни» («Гобсек», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника» и др.);
«Сцены провинциальной жизни» («Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Старая дева» и др.);
‘Сцены парижской жизни» («История величия и падения Цезаря ‘?иротто», «Банкирский дом Нусингена», «Блеск и нищета куртизанок», «Тайны княгини де Кадиньян», «Кузина Бетта» и » Кузен Понс» и др.);
«Сцены политической жизни» («Эпизод эпохи террора», «Темное дело» и пр.);
«Сцены военной жизни» (Шуаны»);
«Сцены деревенской жизни» («Сельский врач». Сельский священник» и др.).
Второй цикл, в котором Бальзак хотел показать причины явлений, носит название «ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ» и включает: «Шагреневую кожу», «Элексир долголетия», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта», «Драму на взморье», «Примиренного Мельмота» и др. произведения.
И наконец третий цикл — «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ» («Физио-ология брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни» и др.). В нем писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества. Такова внешняя композиция эпопеи.
Уже один перечень вошедших в «Человеческую комедию» произведений говорит о грандиозности замысла автора. «Мое произведение, — писал Бальзак, — должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды… не остались забытыми».
Перед нами модель французского общества, почти создающая иллюзию полноценной действительности. Во всех романах рисуется как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее, поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почти исторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальные исторические лица той эпохи: Наполеон, Талейран, Людовик ХУШ, реальные маршалы и министры. Вместе с вымышленными авторами персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль «Человеческой комедии».
Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям. В известном смысле эпопея может служить пособием для специалиста-историка, изучающего то время.
Романы «Человеческой комедии» объединяет не только единство ^эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще подразделение на второстепенные и главные для персонажей «Человеческой комедии» достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом — он и его история выводятся на первый план (такие метаморфозы происходят, например, с Гобсеком и Нусингеном).
Один из принципиально важных художественных приемов автора «Человеческой комедии» — разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не имеет конца общая ткань жизни, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла. Он состоит в следующем:
Главный герой «Человеческой комедии» — общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе — они лишь подробности всей картины.
Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, «Шагреневая кожа»), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.
При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман — автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.
Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников — романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор «Человеческой комедии» полагал, что художник должен отображать типическое. Нащупывать общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков Бальзак не ищет свой идеал за пределами реа-
Льной действительности, он бьы первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за самою жизнь представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину. Общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.
Как писатель и художник Бальзак был почти заворожен драматизмом открывшейся ему картины, как моралист он не мог не осуждать те законы, которые открылись ему при исследовании действительности. В «Человеческой комедии» Бальзака кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это — деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.
Эту общую для «Человеческой комедии» коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских «Этюдов о нравах», почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце ее либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз — на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в «Человеческой комедии». Его персонажи — Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.
Достойных выходов не так много — честная бедность и утешения, которые может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, нежели в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становится любящие родные (как в случае с состарившимся и перегоревшим бароном Юло), и семья, но и она затронута порчей. Вообще семья, в «Человеческой комедии» играет немалую роль. В отличие от ро-
Романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в «Человеческой комедии»перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото.
Список использованной литературы;
1. Б. Г. Реизов «Творчество Бальзака». Л., 19,39
2. Д. Д. Обломиевский Оноре Бальзак. М., 1967
3. А. Версмюр «Бесчеловечная комедия». М., 1967
4. «История зарубежной литературы XIX века». М.,1982
«Человеческая комедия»; Бальзака