Чему учат нас картины ада и рая в поэме «Энеида» Ивана Котляревского
В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подав ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую «Энеиду» Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопроса любой религии: происхождение человека и жизнь после смерти. За веселым бурлескным рассказом о странствованиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти.
Из этой темы непосредственно вытекает еще одна — тема греха и его искупления, которая подается подробно в картинах ада и рая, куда попадаются люди после смерти за волей Господа. Но развивая эту тему, Котляревский показывает парадоксальность человеческих взаимоотношений с Богом: тот самый рай превращается в шаржированный отголосок человеческого беспорядка и греховности:
Здесь чистый был кавардак: Лежи, спи, ешь, пей, веселись. Кричи, молчи, пой, крути, Рубись — так и дадут палаш.
Но мы понимаем, что эти «праздники», которые большей частью обходили людей при жизни, — это «большое раздолье», данное им заслуженно, так как они «праведно в мире живали». И дальше автор пересчитывает, кто же достойный попал в рай: это «бедные», «безумные», «беспомощные», «дивы честные, непорочные», «сироты», «что людям помогать любили», «старшина правдивая», т. д.
Приступая К детальному изображению ада, Котляревский значительно отвергается от языческого представления о нем. Он рисует ад таким, которым его можно увидеть на фресках христианских соборов: на них грешники наказываются за конкретные человеческие пороки. Писатель старается разоблачить их как можно шире. Иногда мы даже забываем, что перед нами картина ада, так как каждая строка поэмы — это зарисовка из реального бытия, пороки которого в остро сатирической форме разоблачал автор.
Он зарисовывает все сферы человеческой жизни: здесь наказывались грешники за политические вины , экономические преступления , социальные правонарушения , за моральные недостатки , за отступничество от духовных норм . Достается в аду и родителям, «какие сынов не учили», и мудрецам, которые не знали, «откуда взялся мир?», и врачу, который «чванился, как людей морил». Всех «поселил» в ад И. Котляревский: богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин, так как грехи могут завладеть любой душой — и тогда человек становится кандидатом в ад.
«Энеида» была выдана еще в 1809 году, но насколько же актуальной она остается во все года своего существования! По моему мнению, именно благодаря яркому изображению ада каждое поколение ощущает проекцию произведения на современную читателю жизнь. К сожалению, человеческие грехи одолеть довольно тяжело — для этого нужно общество с высокими моральными и духовными качествами, где именно жизнь уничтожит греховные недостатки.
Думаю, что писатель, сам, возможно, того не сознавая, картинами ада провозглашал поколением призыв к подавлению такого общества; именно «борьбой», так как преодоление человеческих недостатков — это, по моему мнению, тяжелейшая борьба.
А ПоТому каждый из нас, идя вместе с Энеем адом, должны внимательно заглядывать и в свою душу: не напоминает ли его внутреннее «я» кого-то из мучеников с той стороны? Поэма «Энеида» И. П. Котляревского — уникальное произведение украинской литературы по своему жанру, темой, художественными особенностями. Где еще встретишь такой.
Чему учат нас картины ада и рая в поэме «Энеида» Ивана Котляревского