Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А. С. Пушкина «Дубровский»
Эпиграф урока: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное» .
На доске:
Честь — 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.
2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.
3. Целомудрие, непорочность.
4. Почет, уважение.
Бесчестье — поругание чести, оскорбление.
Целомудрие — строгая нравственность, чистота души.
Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы , которые будут рассматриваться на данном уроке.
Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное» .
Наша задача — выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.
Вначале выясним значение слов «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре .
Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
Но человеку иногда достаточно один раз оступиться , и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой — невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».
В романе «Дубровский» главный герой — Владимир — представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.
— От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Троекуров Кирила Петрович
— Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?
— Какую характеристику Троекурову дает Пушкин в начале романа?
— Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?
— Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?
— Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?
— И что понимает он под словом «честь»?
Теперь обратимся к другому персонажу романа — Андрею Гавриловичу Дубровскому.
— Какие черты характера этого героя подчеркивает Пушкин?
— Каково его материальное и социальное положение?
— Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?
— Сделайте вывод: каковы представления о чести у А. Г. Дубровского?
Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.
Сам Пушкин считал, что «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им «позволяют» проявлять свой характер в «разумных пределах».
Однако бесконечно оставаться «вне общего закона», по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живет общество.
Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.
— Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?
(Здесь нет правых:
— Андрей Гаврилович, «горячий охотник», из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;
— псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;
— Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что «дерзкое замечание холопа» может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеется.)
Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистеневка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя свое бессилие и пораженный свершившейся несправедливостью, сходит с ума.
— Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?
— Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?
Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.
Главный герой романа — Владимир Дубровский.
— Опишите жизнь и мечты Владимира в столице .
— Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?
— Почему Владимир не мог спасти отца?
— Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?
— Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?
— Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?
Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, ее выспренность.
Пушкин как бы подчеркивает его оторванность от жизни.
Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.
Маша Троекурова
— Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?
— Под влиянием чего формировался ее характер ?
— Какие черты присущи Маше?
— Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?
И все-таки Маша — истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.
— Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?
— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что ее останавливало?
— Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем ее слова.
Подведем Итоги нашей беседы.
— Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?
Примерные ответы.
Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почета и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.
А. Г. Дубровский: бесчестие — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать свое человеческое достоинство.
Владимир Дубровский: бесчестие — оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.
Маша: бесчестие — идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.
Как видим, каждый верен своему понятию чести.
— Почему же Роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
Домашнее задание :
1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».
2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»
Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.
Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А. С. Пушкина «Дубровский»