Честь в представлении Печорина и Грушницкого
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя, являют собой начало русского реалистического романа. Образ Печорина, передового русского человека 30-х годов 19 века, явился результатом закономерного развития всего творчества Лермонтова. В этом персонаже отразились типичные черты дворянина того времени. В романе Печорин сталкивается с другими героями, которые призваны более глубоко и ярко раскрыть его характер.
Один из таких персонажей — юнкер Грушницкий. Печорин знакомится с ним в действующем отряде, а затем встречается в Пятигорске. Эта встреча дает повод для развернутой характеристики как этого приятеля Печорина, так и самого главного героя.
Можно сказать, что Грушницкий является одновременно и двойником, и антиподом Печорина. Как это ни парадоксально, у героев много схожих черт, они во многом похожи, но и во многом различаются. Оба они — дворянского происхождения, оба молодые офицеры.
Известно, что в кодексе чести таких людей на первом месте всегда стояла незапятнанная репутация, доброе имя, которое офицеры ценили превыше всего. Но у Печорина, как и у Грушницкого, своеобразные понятия об офицерской и дворянской чести. На протяжении всего романа мы наблюдаем, как это понятие трактует Печорин. Для него на первом месте всегда было личное «я», собственные желания и ощущения. Поэтому и в жизни он руководствовался, прежде всего, ими.
Захотев заполучить черкешенку Бэлу, герой не гнушается своеобразным шантажом. Он использует страсть брата Бэлы, Азамата, к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него Бэлу. Печорин без зазрения совести манипулирует людьми, использует их слабости для достижения своих целей. В этой ситуации можно допустить, что горцы не считались достойными людьми, и офицерский кодекс чести допускал неблаговидные поступки по отношению к ним.
Но как же просто человеческая честь и совесть? Роман с самой Бэлой, его трагический итог также говорит не в пользу Печорина. Наигравшись и пресытившись девушкой, герой просто забывает про нее.
Он не думает о чести Бэлы, которая была, по законам ее рода, поругана, втоптана в грязь. Он не думает и о душе Бэлы, которая беззаветно любила Печорина. Отношения с Максимом Максимычем подтверждают эгоцентричность Печорина, его «зацикленность» на самом себе. Этот герой не задумывается о чувствах простого и доброго человека, который был искренне к нему привязан. Таким образом, мы видим, что понятие человеческой чести для Печорина очень условно.
Он руководствуется скорее своими желаниями и потребностями, чем нравственными и этическими соображениями. Но не все так однозначно. В главе «Княжна Мери» мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки. В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником — офицером Грушницким.
Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями. Всем своим существом Грушницкий стремится произвести впечатление: «… он из тех людей, которые… которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию».
Соответственно, Грушницкий стремится поддержать свой образ в обществе. Его кодекс чести — это кодекс общественных правил. Герой дорожит своим «добрым именем» в высшем свете, поэтому он стремится соблюдать все правила.
Но такое поведение показное, оно идет не от души и не от убеждений, а от желания нравиться себе и окружающим. Характеры Печорина и Грушницкого, их моральные принципы раскрываются в повести и, прежде всего, в отношениях друг с другом. Грушницкий ненавидит и завидует Печорину, потому что оказывается отвергнутым поклонником: княжна Мери выбирает не его, а Печорина. В такой ситуации — «третий лишний» — настоящий мужчина должен отойти в сторону, а не злиться на более удачливого соперника. Но Грушницкий — не тот, с кем можно достойно бороться.
Он, впрочем, как и Печорин, способен на все, лишь бы утешить свое уязвленное самолюбие: Грушницкий клевещет на свою «возлюбленную», лишь бы отомстить Печорину и княжне Мери, Печорин же затевает свой «роман» с Мери, только чтобы досадить юнкеру. В итоге соперничества Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Этот эпизод является кульминацией повести. Именно в нем обнажаются характеры героев, в том числе, и их представления о чести. Трусливый Грушницкий согласился на дуэль только из-за уговоров своих друзей.
Он со своей компанией стремится обернуть дело так, чтобы ему, в любом случае, ничего не грозило: секундант Грушницкого заряжает только один пистолет. По замыслу юнкера, Печорин должен был либо опозориться, либо погибнуть. Главный герой случайно узнает о заговоре. Он идет на дуэль полный решимости разоблачить Грушницкого.
За все время дуэли в юнкере лишь однажды просыпается совесть: в тот момент, когда Печорин просит перезарядить свой пистолет. Разгневанный же Печорин хочет добиться от Грушницкого либо покаяния, либо смерти. Поэтому он переносит дуэль на маленькую площадку перед пропастью, где любой выстрел должен стать смертельным. Печорин немного жалеет своего соперника, который попал во всю эту историю из-за своей слабовольности.
Главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла.
И Печорин стреляет. Главный герой романа — жертва социальной среды, он неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. При этом он стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение, поэтому понятие чести у него сугубо субъективное.
Оно подчинено у Печорина его желаниям и страстям. Грушницкий же полностью искусствен и неестественен. Этот человек — пустышка, у него нет никаких нравственных принципов и представлений, он лишь играет в них. Но его мелкая и злобная натура берет верх, за это Грушницкий и платит своей жизнью.
Характер Грушницкого оттеняет натуру Печорина. С одной стороны, он подчеркивает несомненное превосходство главного героя, а с другой — делает акцент на стремлении Печорина играть с жизнью и судьбой, рискуя при этом всем.
Честь в представлении Печорина и Грушницкого