«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней»
Антон Павлович Чехов — поразительный писатель. Его пьесы и рассказы не перестают интересовать умы многих поколений. Чехов обладал удивительно тонкой душой, сильно чувствовавшей несовершенство мира.
Показывая в своих рассказах всю пошлость и ужас окружающей его действительности, писатель призывал людей одуматься, стать умнее, человечнее. В 1898 году Чеховым были написаны три рассказа, связанных между собой героями и идеей. Рассказ «Человек в футляре» повествует читателю о неком учителе греческого языка Беликове. Этот герой смешон своим страхом перед жизнью, стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и себя самого: «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Чехов отмечает, что древние языки, которые Беликов преподавал, были для него, в сущности, «те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни». Мысль свою этот герой также старался запрятать в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Этот персонаж комичен и гиперболизирован. Казалось бы, такого человека невозможно воспринимать всерьез. Тем не менее, страх Беликова, над которым смеется читатель, отравляет атмосферу в городе.
Запуганное, дрожащее существо пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию, но и весь город. Сам Беликов этого не понимает. Он всего-навсего повторяет: «Как бы чего не вышло», вздыхает, ноет, да еще ходит по учительским квартирам и «как будто что-то высматривает.
Посидит этак, молча, час-другой и уйдет». Это Беликов называл «поддерживать добрые отношения с товарищами». Но в стране, где привыкли бояться всего, жить в окружении полицейского сыска, доноса, где преследовалась живая мысль, одного вида Беликова было достаточно. Все окружающие приходили от него в трепет.
Под влиянием «человека в футляре» замирает все живое, доброе, честное: «Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…». Но вот в рассказе появляется сила, не боящаяся вечно ноющего Беликова. Это учитель Коваленко, приехавший в город из Украины.
Он открыто выступает против «футлярного образа жизни»: «не понимаю… как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке».
Я думаю, что через эти фразы со страниц на читателя взглянул сам Чехов. Это он призывает людей стать сильнее, сбросить с себя оковы «беликовщины». Ведь не мог этот человек держать столько времени в страхе весь город, если бы жители сами не позволили ему этого.
И не случайно то, что после смерти Беликова город не освободился от оков «футлярной жизни». Люди продолжали жить, вспоминая беликовские слова: «Как бы чего не вышло». В рассказе «Крыжовник» ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский повествует о другом «футлярном человеке» — своем брате Николае Иваныче. Это человек, который больше всего на свете желал приобрести клочок земли и есть «не купленный, а свой собственный крыжовник». Раньше Николай Иваныч был хорошим, добрым, скромным человеком.
Он много лет выполнял скучную работу мелкого чиновника. И постепенно его одолела мечта уехать в деревню и выращивать там крыжовник. Он женился ради денег, загнал своей жадностью жену в могилу. Отказывал себе абсолютно во всем, копил деньги и, наконец, под старость купил себе имение.
Теперь герой мог наслаждаться своим собственным крыжовником. Николай Иваныч разжирел, «того и гляди хрюкнет в одеяло». Раньше он боялся даже для самого себя иметь собственные взгляды на какие-нибудь вещи. Теперь же, став помещиком, приобрел «самомнение самое наглое», произносит «одни только истины и таким тоном, точно министр…». Иван Иваныч рассказывает о брате с насмешкой, гневом и тоской.
Он говорит: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Я думаю, что эти слова можно назвать позицией самого Чехова. Иван Иваныч обращается к молодому поколению: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!».
О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе «О любви». Герой этого рассказа — помещик Алехин. Он человек неплохой, неглупый, но погряз в мелких хозяйственных хлопотах. Алехин посвятил себя заботам об имении, чтобы расплатиться с долгами отца. Но хозяйственные заботы становятся еще одним вариантом «футляра».
Жизнь героя теряет истинный смысл. Он влюбляется в жену своего приятеля, женщину, подходящую Алехину идеально. Герои нежно любят друг друга. Но Алехину нечего предложить любимой женщине. Он боится, что жизнь с ним быстро наскучит Анне Алексеевне, и она будет несчастна.
Так, оба героя остаются несчастными, Анна Алексеевна с мужем переезжают в другой город. Писатель всегда стремился сделать мир вокруг себя лучше и добрее. Он показывал всю нелепость и ужас окружающей его действительности, призывая людей одуматься и начать жить по-другому.
Я думаю, что гениальные рассказы Чехова помогли не одному поколению людей стать более открытыми, честными и человечными.
«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней»