Чехов сегодня и всегда
Идея этого специального выпуска была подсказана нам участниками Летней школы «Читаем Чехова», которая впервые прошла в августе 2006 года в Мелихове и, кажется, обещает стать регулярной. Съехавшиеся в эту школу учителясловесники и ученыечеховеды на разные лады говорили об одном и том же: столь привычный нам Чехов сегодня, как никогда, труден для чтения и понимания. Его короткие рассказы обманчиво прозрачны, его ставленныепереставленные пьесы «непонятнее иероглифов».
Современный интеллектуальный мир поклоняется Чехову, театр и кино XX-XXI веков считают его чуть ли не своим родоначальником — и в то же самое время нынешние российские школьники отказываются читать и воспринимать этого самого Чехова.
У «школьного» Чехова — целый ряд проблем. Одна из самых существенных — что выбрать? Традиционный школьный набор многих перестал устраивать, но не потому, что плохи сами тексты — просто методические подходы к ним уже набили оскомину учителю. От этих подходов веет слежалой пылью.
Желание стряхнуть ее с чеховских страниц ощущают и педагоги, и ученые. Об этом, в частности, говорится в статьях популярного учителя-словесника Н. А. Шапиро и секретаря Чеховской комиссии И. Е. Гитович: они с разных сторон подошли к одной и той же проблеме — как говорить сегодня, с нынешними детьми о Чехове? Читая их материалы, понимаешь: выбор текстов, безусловно, важен, но еще важнее выбрать Верную интонацию.
Ее отсутствие убьет любое, даже незачитанное произведение классика — и наоборот, с этой интонацией можно прочесть именно сегодня вечных «Ионыча» и «Крыжовник».
Практические материалы к конкретным урокам, собранные в единый блок, говорят о Чехове по-разному, но, как нам кажется, именно с нужной интонацией. Среди них есть и разработки занятий по конкретным произведениям , и материалы к анализу текста , и методические подсказки . К этому блоку мы можем отнести и прилагающуюся к номеру брошюру Т. Рыжковой: она посвящена киноинтерпретациям известных чеховских рассказов и содержит множество практически ценных и методически выверенных наблюдений над текстами писателя.
Особое внимание хотели бы обратить на материалы, посвященные драматургии. Они касаются «главной» «школьной» пьесы Чехова — комедии «Вишневый сад» . Наряду с фрагментами из хорошо популярного нашим читателям учебника И. Сухих мы публикуем проблемную статью М. Лазаревой. Она затрагивает очень сложный вопрос о религиозной основе творчества Чехова, который не имеет в науке однозначного истолкования.
Здесь много спекуляций, домыслов и умолчаний; думаем, что эта статья позволит нам открыть на страницах газеты серьезную дискуссию — о границах интерпретаций, о возможностях прочтения классики под религиозным углом зрения, о биографической подоплеке произведений.
Собственно говоря, проблема «белых пятен» в биографии Чехова стала еще одной ключевой проблемой для участников Летней школы. Несмотря на многолетние усилия чеховедов-биографов, интерес к личности писателя не до конца удовлетворяется их разысканиями . Отчасти в нашем тематическом номере восполняют этот пробел материалы Л. Бушканец и Н. Громовой: они позволят по-новому — с опорой на незнакомый для многих учителей-словесников биографический материал — построить уроки по такой традиционной школьной теме, как «Жизнь и творчество…».
Во многих материалах номера — не только в рецензиях на книги — затрагивается еще один существенный вопрос, важный для словесника: что стоит и что не стоит читать о Чехове современному учителю. Оказывается, здесь много своих драматических сюжетов и казусов; познакомившись с выдержками из иных книг, впору составлять специальный список под грифом «Опасно для здоровья». С другой стороны, существует и «джентльменский набор» книг, без знакомства с которыми приходить к детям «преподавать Чехова» сегодня никак нельзя.
О них тоже говорят авторы нашего номера.
Обширная тема «Чехов вне урока» только намечена нами — мы надеемся продолжить ее на страницах других номеров. Темы для дальнейшего разговора — это и постановки чеховских пьес в театрах , и Чехов в Интернете, и Чехов на экзамене… Чехов неисчерпаем — и это радостно.
Отдельного обсуждения потребует весьма важный вопрос, который был поставлен участниками Летней школы и от решения которого во многом зависит успех изучения Чехова. Звучит он очень просто: когда читать Чехова? Речь идет о старшей школе, в которой традиционно Чехов завершает собой 10-й класс.
Оставленный на май, когда силы детей и учителей уже на исходе, когда все нацеливаются на лихорадочную подготовку к экзаменам и одновременно изнемогают от ожидания лета и каникул, Чехов становится мукой, уже не прочитывается, не «проживается», а «пересиживается». Учителя гонят программу, «закрыв глаза», школьники ускользают от их педагогического воздействия каждый на свой лад.
Многие преподаватели переносят изучение Чехова в 11-м классе на сентябрь — и надо сказать, выигрывают от этого. И не только потому, что Дети «свеженькие»: просто Чехов по большому счету уже писатель нового, ХХ века, он не столько продолжает или закрепляет существующую традицию, сколько формирует новую, открывая дорогу и прозе начала века, и «новой драме», и кинематографу, и даже… исканиям футуристов. Может быть, неслучайно одну из своих самых ярких статей посвятил ему Маяковский.
Послушаем «горлана-главаря», «грубого гунна», столь противоположного по нашим меркам тихому и интеллигентному Чехову: «Конечно, обидитесь, если я скажу: — Вы не знаете Чехова! — Чехова? — И вы сейчас же вытащите из запыленной газетной и журнальной бумаги крепко сколоченные фразы. «Чехов, — глубоко протянет поэтоволосый лирик-репортер, — это певец сумерек». «Защитник униженных и оскорбленных»… «обличитель-сатирик», «юморист»… Мне же хочется приветствовать его достойно, как одного из династии «Королей слова»…»
За что же ценит Чехова Маяковский? А вот, например, за что: «Чехов высшую драму дает простыми, «серыми» словами: Астров: «А, должно быть, теперь в этой самой Африке жарища — страшное дело»» .
Запишите эту фразу лесенкой — она волшебным образом превратится в одну из самых характерных «маяковских» строк, обнаружит и внутренний ритм, и скрытую трагическую энергию, возникшую на стыке переживаемых героем ощущений и принципиальной «косвенности» его речи.
Перед нами — новое слово, сказанное сознательно по-иному, открывающее новые возможности для выражения смысла. Не потому ли Маяковский горячо приветствовал Чехова в первую очередь как «сильного, веселого художника слова»?
У нас тоже есть возможность вместе с нашими учениками увидеть «Чехова, творящего слово». Для этого надо не бояться пробовать. Начать можно прямо сейчас: май еще не наступил… Отложите изучение Чехова до сентября — не пожалеете!
А оставшиеся месяцы можно отдать чтению — Чехова и о Чехове. Упоительное занятие. Правда ведь, вы давно ему не предавались?
Чехов сегодня и всегда