Чехов в школьном изучении: pro et contra
Изучение творчества Чехова в школе — было, есть и, наверное, еще долго будет наиболее слабым звеном в преподавании литературы. Заявляю это как человек, многие годы соприкасающийся непосредственно с педагогической практикой. Не любят его школьники: то ли потому что пройти не успевают, только проехать мимо или пробежать галопом , то ли потому, что устарел писатель с его юмором, который и не воспринимается уже как юмор в нашем абсурдном мире.
Даже «Каштанка» сейчас «не идет», не говоря уж об «Унтере Пришибееве» или «Лошадиной фамилии».
И всегда Чехов оказывается трудным для детей любого возраста. Составители школьных программ тем не менее из года в год предлагают для анализа одни и те же, изрядно надоевшие прежде всего самому учителю произведения: в 5-м классе — рассказ «Хирургия», в 6-м — «Лошадиная фамилия» и «Пересолил», в 7-м — «Хамелеон», «Тоска», «Злоумышленник», в 8-м — «Толстый и тонкий»… Объединяющей теоретической основой подобного ряда произведений должно служить, по мнению методистов, «комическое»: «понятие юмора» — 5-й класс, «развитие понятия юмора» — 6-й класс, где методисты всерьез советуют учителю разъяснить детям смысл фразы «Живет не с женой, а с немкой», «сатира» — 7-й класс и т. д. Посещение таких уроков удручает, советы методистов «добиться, чтобы до начала детальной работы над рассказом у школьников возникла определенная установка на анализ», не работают, и все дружно ждут конца урока.
Студенты филфака педуниверситета за пять лет обучения дважды выходят на практику в среднюю школу. И дважды — сначала в «среднем звене» , а потом в «старшем» — бедный студент судорожно начинает искать «методички» в виде отдельных сборников либо книги, статьи по изучаемому автору.
Что же они находят в школьных библиотеках? Прежде всего — пособия для учителя. Среди них чаще встречаются книги «А.
П. Чехов в школьном изучении»
Чехов в школьном изучении: pro et contra