«ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
Взрослея, мы постигаем мир. И постижение это происходит, и когда слушаешь рассказы старших, беседуешь с друзьями, и, несомненно, когда читаешь книги. В раннем детстве нам был очень интересен сам сюжет произведений, нас волновали абсолютно конкретные вопросы: кто, когда, куда? Становясь, старше, мы все чаще задумываемся над вопросами: зачем, почему? Начинаешь воспринимать человека многограннее. И только становясь совсем взрослым, начинаешь понимать слово «нравственность». И этот критерий становится самым важным в нашей оценке и реального человека, и литературного героя.
В произведениях русской литературы эта проблема всегда была актуальна и, наверное, будет звучать всегда, ибо она вечна. Среди авторов, поднимавших эту проблему, на одном из первых мест, несомненно, Л, Н. Толстой.
Роман «Война и мир» — книга жизни, в которой живые люди обязательно приходят к открытию нравственных истин, к счастью, но всегда через страдания, через искания. В своем произведении Л. Н. Толстой знакомит нас со множеством самых разных людей. Любимые герои Л.
Н. Толстого — Андрей Болконский, Пьер, Наташа — никогда не стоят на месте, они находятся в вечном поиске, в вечном движении. И представляются они нам живыми в первую очередь потому, что они имеют право на ошибку, они далеко не идеальны. Из всех героев этого романа мне больше всего нравится Андрей Болконский. Именно его имя для меня означает поиск истинного смысла жизни, становление нравственной позиции, порядочного человека.
Князь Андрей совсем не похож на людей того общества, в котором читатель его видит. Он одет по моде, учтив и галантен, внешне выполняет законы, которые выполняют все, но мы видим сразу же, до того как он начинает говорить: ему здесь плохо.
И так хочется, чтобы стало хорошо. И мы внимательно следим за судьбой этого человека, радуясь вместе с ним минутам его счастья, моментам его жизни, когда поиск его нравственного идеала торжествует. Андрей Болконский — сын Николая Андреевича Болконского, человека трудного, неуживчивого, даже иногда желчного, но удивительно умного и порядочного. Именно под его влиянием князь Андрей стал таким, каким мы видим его в романе. И в самые трудные моменты он становится удивительно похожим на отца.
Никогда, ни под чьим влиянием, ни при каких обстоятельствах он не может стать другим. Навсегда в его жизни — слова отца, провожающего его на войну: «Если тебя убьют, мне, старику, больно будет, Но если я узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». И никогда этого не будет, ибо уровень нравственности этих людей очень высок. Князь Андрей, как и отец, — профессиональный военный. И в этом деле, деле своей жизни, он бывает как очень счастлив, так и безумно разочарован.
Идеал его юности — Наполеон. Но не тот Наполеон, которого мы видим в войне 1812 года, немолодой, с толстыми ляжками и подрагивающей икрой ноги. Его Наполеон — юный капитан, возглавивший взятие города Тулона. И князь Андрей мечтает о своем подвиге, о своем Тулоне.
В обеих войнах, показанных нам в романе, мы видим Андрея Болконского, который выполняет свой воинский и человеческий долг совсем не так, как очень многие окружающие его офицеры штаба. Простые люди, участвовавшие вместе с ним в военных действиях, как никто другой, видят это отличие. «Наш князь», — называют они его. И в этом признании — больше, чем в любых наградах и благодарностях, звучит оценка его деятельности, его нравственной позиции. Вместе с жизненным опытом, с потерями приходит к князю Андрею и разочарование. Лежа на Праценской горе, раненный, только что увидевший воочию своего недавнего кумира, князь Андрей смотрит на бесконечно глубокое небо и облака, плывущие по нему.
«Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» — вот какая мысль приходит к нему и надолго поселяется в мозгу этого уже усталого человека. Ничто, даже встречи с любимым другом, понимавшим его, как никто другой, с Пьером, не могут сейчас изменить его. Это будет потом, позже. Под лучами любви возрождается князь Андрей. А Пьер, как и всегда, будет рядом. Трудность характера князя Андрея, несомненно, наложила отпечаток на его отношения с людьми. Ему труднее, чем многим другим, быть счастливым.
Слишком высоки мерки, которые применяет он и к себе, и к людям. Наверное, все-таки семейная жизнь не получилась.
Слишком разными были они с княгиней Лизой. Но, потеряв ее, он не мог не ощутить пустоты — слишком это цельная натура, слишком велики его требования, в первую очередь к самому себе.
A BоT первая встреча с Наташей, «эта ночь и луна» в Отрадном Вот счастье. Любовь, пришедшая неожиданно, возрождает князя Андрея, уже внутренне похоронившего себя, к жизни. После этой встречи он иначе видит мир, иным предстает перед ним и старый дуб, с которым по дороге в Отрадное сравнивает себя князь Андрей. Но и счастье, и несчастье для этого человека могут быть только полными. Он или любит, или нет; третьего не дано. Прощать он тоже не умеет.
И простить увлечение Наташи, и понять ее ему суждено уже только перед смертью. Но до конца его дней она — одна из самых светлых страниц его жизни. Почему же так труден этот путь? Путь человека, в высшей степени достойного счастья. И так до конца его не получившего.
Наверное, чем сложнее и глубже человеческая личность, тем труднее ее путь к поиску нравственного идеала, потому что представление о нем у таких людей слишком многогранно и цельно. У них все чувства больше, глубже, сильнее, чем у людей обыкновенных. Но до чего же серой и будничной была бы жизнь, если бы не было в ней людей необычных, ярких, таких, как князь Андрей, Пьер, Наташа, созданных гениальным Л. Н. Толстым и вот уже второй век живущих в наших умах и думах, заставляя страдать и радоваться вместе с ними.
«ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО