Читаем Фета
К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений — «Чудная картина…» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.
I. «Чудная картина…»: живописность, легкость звучания стихотворения
Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнем занятие с зарисовки-ассоциации.
— Запишите в тетрадях три слова: Зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.
— Итак, Зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе .
На зарисовку-ассоциацию отводится около трех минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.
— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.
Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.
Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы Дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.
При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии.
— Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?
«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.
— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать четкие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.
— Сколько предложений в стихотворении?
— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберем его по составу. Есть ли в предложении глаголы?
Грамматические основы подчеркиваем прямо в тексте .
Все стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением «ты», сказуемое — кратким прилагательным «родна». Во второй части — однородные подлежащие «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет.
Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.
— Какие элементы пейзажа описывает поэт?
Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег.
Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.
— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?
Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.
Стихотворение написано трехстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.
— Обратим внимание на звукопись. Как «работает» в первом четверостишии звук? Употребляется ли этот звук во второй строфе?
Как использует автор звук?
Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки, . В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук, который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.
— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далеких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?
Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.
Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причем некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.
— В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.
II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия
Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.
— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.
— Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?
По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно.
1. Окно, за окном — свет.
2. Луч солнца пробивается сквозь облака .
3. Воробей купается в песке .
4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи .
5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал . Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев .
6. Стекло, на которое брызнули две капли .
7. Качаются липы . Звук капель дождя.
— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?
Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам мы чувствуем движение, видим изменения в природе.
— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?
Поэт насыщает картину запахами , цветом , звуками . Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни.
Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его «что-то», и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.
К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь . Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребенка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.
Если остается время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.
III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора
Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.
— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?
Подведем детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это Дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «теплом гнездышке».
В этом смысл фетовского противопоставления.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» . Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.
Читаем Фета