• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Читаем «Каштанку» А. П. Чехова

 

Читаем «Каштанку» А. П. Чехова

У опытных учителей литературы есть немало способов привлечь ребенка к книге. Предложу сегодня путь, который принят в другой Профессии, в смежном культурном пространстве: на занятиях сценической речью. «Сценическая речь» — предмет, который преподается не только в творческих вузах, но и во многих детских театральных студиях. Поэтому методики, о которых я буду говорить, давно обкатаны в детских аудиториях.

Трудно понять, почему они не преподаются в педвузах будущим словесникам и редко используются учителями на уроках литературы. Может быть, мы, педагоги, не слишком любим пробираться по неизведанным тропам? Привыкаем к определенной методике преподавания годами и десятилетиями — и нам кажется, что иного не дано?

А что если попробовать шагнуть в сторону — по направлению методики те­атральной?..

В идеале педагог, овладевающий театральными методами работы, должен научиться «задавать правила игры» и отходить в сторону, изредка направляя и поддерживая процесс. Посмотрим, как это сделать на примере чеховской «Каштанки». Мы будем рассматривать его в проектном плане, как будто собираемся создавать групповую чтецкую работу. Сколько уроков уйдет на это, зависит от мобильности класса и учителя.

Поэтому оставим в стороне важные вопросы об учебном плане и интеграции часов общего и дополнительного образования. Попробуем разобраться в самом принципе.

Наша работа будет состоять из девяти шагов.

Знакомство с автором Сюжетно-тематическая канва текста Атмосфера действия Образы героев Речевые характеристики Эмоции, чувства, переживания Вопросы на понимание Выбор фигуры рассказчика Публичное чтение

Первое, с чего начинают и в театре, и на уроке — это Знакомство с автором. Автор — наш главный собеседник! И если мы «с холодным носом» станем рассказывать о нем факты, не интересные ни детям, ни нам, — провал обеспечен. Если станем говорить что-то важное, но не имеющее прямого отношения к проекту и не самое актуальное для младшего подросткового возраста, с которым работаем, — тоже может оказаться не слишком увлекательно. Всему свое место и время.

И если мы говорим сегодня о «Каштанке» А. Чехова, то интересно было бы рассказать о страсти Антона Павловича к собакам, показать фотографии, где автор окружен своими любимцами. Педагог может поискать живые и нехрестоматийные высказывания Чехова о животных, высказывания близких ему людей. Не стоит бояться жанра мемуарной байки, исторического анекдота, шутки, откровенно горьких и трагедийных цитат. Тут крайности хороши, а середина — нет. Наша задача — разогреть интерес, воображение, мысль.

Было бы неплохо «зацепить» подростков дискуссионной темой и спровоцировать их самих на поиск биографических «интересностей» об авторе. Важно уйти от учительского монолога, отказаться от авторитарной позиции всезнайства — надо организовать жаркий диалог и увлекательную игру. Теперь, когда автор стал близким для нас, живым собеседником, можно приступать к работе с текстом.

Я более чем уверена, что добрая половина класса не прочитает к уроку рассказ. А вы? Думаю, поставленная двойка не заставит ученика прочитать текст, а уж тем более понять и почувствовать его. Мы полагаем, что Дети не готовы к уроку, и это требует нашей педагогической реакции. Но что значит быть готовыми?

И готовы ли к уроку мы сами? Наша готовность — это ведь и разумное прогнозирование. Мы должны быть методически готовы к ситуации «непрочтенного текста».

Таковы реалии сегодняшнего дня. Итак, мы понимаем, что есть те, кто добросовестно читал, и те, кто этого не сделал. А теперь зададим себе вопрос: сильно ли отличается готовность одних от неготовности других? Увидели ли те, кто читал рассказ, картины, волновавшие автора?

Прошли ли они вместе с Каштанкой или другими героями их непростой путь? Возникли ли у детей сильные чувства, побудившие к размышлению? Думаю, ученики, о которых на каждый из поставленных вопросов можно с уверенностью ответить «да», — великая редкость.

Так что мы с вами по-своему счастливые люди: перед нами волшебный лист. Он кажется белым, но в результате нашего совместного с учениками колдовства на нем будет проявляться прекрасная картина. Главный показатель готовности к уроку как нас, так и наших учеников — готовность к совместному поиску.

Остальное — технические подробности.

Теперь предлагаю шаг второй: Работа с главами. В рассказе «Каштанка» их семь. Мы распечатываем рассказ и разрезаем текст на эти семь кусков.

Далее делим класс на семь групп и даем каждой по главке, не подписывая авторского названия главы.

О чем история. Задание следующее: прочитать, определить главную тему отрывка или главное происшествие, о котором тут рассказывается. Нужно назвать эту тему или происшествие в одном предложении.

Первая глава, как мы помним, начинается тем, что «Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?»; а заканчивается эта глава тем, что «За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и все. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»»

Может быть тема: «Как и при каких обстоятельствах потерялась Каштанка?». Возможны и другие варианты. Дети могут обратить внимание на взаимоотношения Каштанки с хозяином, на характер ее прежней жизни. Или на что-то еще для них содержательно наиболее значимое. Каждая группа , рассказывает о том, почему пришли к той или иной формулировке.

Если в группе возникло несколько вариантов обозначения темы, пусть каждая из них окажется записанной на доске.

Потом мы собираем розданные тексты и просим класс, оставаясь в тех же группах, выстроить Порядок действия, опираясь на рассказы товарищей. Проще всего выписать названия эпизодов в столбик, расположив их в предполагаемом порядке. Просим одного человека от каждой группы прокомментировать избранный порядок. Если порядок у нескольких или всех групп общий — не повторяемся.

Когда работа окончена, мы вывешиваем на доске плакат с авторскими названиями глав и сравниваем порядок, одновременно бегло обсуждая созвучия и диссонансы в наших формулировках тем и авторских образных названиях глав.

Атмосфера действия. Теперь мы вновь раздаем тексты нашим группам, но таким образом, чтобы у каждой группы оказалась не читанная ранее глава. Ребята вновь читают текст, но задание новое. Мы попросим их описать атмосферу, в которой происходят события.

Можно использовать цитаты из текста или свои собственные слова. Главное требование — фраза должна содержать яркий и внятный зрительный образ. Чтобы раскрыть видение ребят, во время устных ответов задавайте уточняющие вопросы.

Что, к примеру, может быть выделено во второй главе? «Мягкий пушистый снег», холодно, быстро надвигается ночь, горят фонари, «большая светлая комната» нового знакомого, вкусные кусочки со стола, «опьянела от еды», «приятная истома» и т. д. Но, может быть, доминантными окажутся картины прошлого: «уютное местечко под верстаком», где «всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками», ласковое обращение незнакомца и жестокие игры Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах». И может быть, две атмосферы заспорят.

Образы героев. Далее ребятам нужно будет познакомиться поближе с персонажами. Для этого мы еще раз поменяем тексты. И путь к знакомству проложим через воссоздание образа каждого героя: каким он нам видится?

Как он выглядит? Какого размера? Какого цвета у него глаза, кожа, шерсть, перышки? Как от него пахнет?

Во что он одет? Как двигается? Его любимые жесты, уголки в пространстве?

Что написал об этом автор, а что достраивает наше воображение? Важно избегать оценок-ярлычков «плохой-хороший» и уточнять детали.

Например, в третьей главе мы знакомимся с котом. Нам представляется, что он толстый, важный, чистый, пушистый, вредный и хитрый. Лежит на своем матрасике, как король на троне.

Можно подумать, что он неповоротливый лентяй, но на самом деле его движения ловки и молниеносны. Проверим, что говорится в рассказе.

«…На матрасике лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и… зашипел». Но когда вошел хозяин, он «покорно лег на свой матрасик и закрыл глаза. Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку».

После происшествия он «неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит». Может быть, мы были не совсем точны, и кот — не король, а царедворец? Лукавый философ?

Рассказ можно сопровождать показом. Можно продемонстрировать тембр голоса героя, показать, с какими звуками он у нас ассоциируется. Героев можно рисовать и комментировать рисунки. Разные способы описания можно комбинировать.

В разных отрывках нам встретятся разные герои. И на каждого из них нам надо потратить хоть немного времени. Но наш главный герой — Каштанка. У каждой группы ее описание будет несколько разное.

И это очень хорошо: «разной» Каштанке надо уделить особое внимание.

Речевая характеристика. После того как ребята рассказали о героях, нужно вновь поменять тексты в группах. На новом этапе работы мы переходим к речевым характеристикам. Нужно выписать из текста наиболее часто проскакивающие у того или иного персонажа звуки и слова.

Посмотреть, есть ли у него «любимые» знаки препинания. Как он говорит: длинно или коротко ? Спрашивает, рассказывает, размышляет, восклицает ?

Читаем четвертую главу. Тут много реплик хозяина.

— Иван Иваныч, пожалуйте! — Ну-с, начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! — Так, молодец…

Теперь умри! — Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаешь в нем воров.

Как бы ты поступил в данном случае? — Тетка, на место! Молчать! — Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну! — Федор Тимофеич, пожалуйте! — Ну-с, начнем с египетской пирамиды… — Раз… два… три!

Мы видим, что хозяин чаще всего отдает команды, и поэтому в конце его фраз чаще всего восклицательный знак. Но эти команды не грубые, он уважительно обращается к своим актерам и поддерживает их, всех называет по имени-отчеству. Он увлечен работой, объясняет ее смысл и держит высокий темп речи — не болтает за делом лишнего.

Даже если у персонажа нет текста, мы все равно придумываем, а как бы он мог говорить. Например, гусь Иван Иванович: если бы говорил, то как? Тут нужно попробовать предположить, набросать разные варианты: почему Чехов дал гусю именно такое имя? Какая речь может быть именно у Ивана Ивановича: плавная или прерывистая, голос мягкий или резкий, а может быть, у него есть какой-то акцент, диалектные особенности и т. д. А потом нужно выбрать в тексте фразу , самую характерную для каждого героя, и попробовать произнести ее, максимально встроившись в нарисованный образ.

Аплодисменты — хорошая награда за удачную работу. Если детям хочется аплодировать — это лучшая энергетическая подпитка участникам работы.

Эмоции, чувства, переживания. И снова группы меняются текстами. Теперь в каждом отрывке мы просим их найти те моменты, когда читающие испытывают наиболее острые эмоции, когда им становится грустно, тоскливо или, наоборот, смешно, когда что-то возмущает или изумляет. Группы читают по одному наиболее яркому для них фрагменту из двух-четырех предложений.

Рассказывают о своих чувствах и объясняют, почему испытали именно их.

Предположим, что перед нами пятая глава. Мне, например, смешно то, что «иной раз хозяин поднимал вверх голову и произносил длинные монологи». Мне смешно, потому что я живо себе это представляю: человек говорит непонятно что, но очень много.

Я знаю таких людей и с образом героя немножко смешиваю своих знакомых.

А вот другое: «Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить… Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила…

А засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком». Например, кто-то скажет, что, читая этот кусок, испытывает грусть. Кто-то скажет — тоску.

Кто-то — ощущение тепла, нежность. А кто-то — что неловкость, неприятие, отторжение. И так бывает.

Важно обсудить, почему и откуда возникает у нас каждое из этих чувств, понять, что все они, такие разные, могут сочетаться.

Непонятности текста. Мы еще раз обменялись текстами. Не все в написанном более ста лет назад понятно сегодняшнему читателю. В каждом отрывке мы ищем не слишком знакомые, новые, непонятные слова, выражения, речевые обороты, выписываем их, а потом всем классом пытаемся разобраться в значениях и смысловых оттенках. Непонятными нам могут показаться и какие-то правила жизни, и отдельные действия героев.

Обсудим и это.

Например, мы читаем 6-ю главу. Что такое «лохань»? Почему раньше утра нельзя выходить из комнатки? Или что значит «оскалит рот», почему автор применительно к собаке пишет не морду, а рот, как у человека?

Почему хозяин ночью вошел в комнату «со свечой»? Отчего для Каштанки «страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить»?

Может быть, нам эти вопросы покажутся странными, но кого-то это действительно волнует. Нередко бывает так, что дети боятся или не умеют задавать вопросы. Им страшно показаться «глупыми», «наивными».

В этом случае педагогу нужно помочь им, проявив самому максимальную «глупость» и «наивность». У учителя в копилке должно лежать несколько провокационных вопросов типа: «Я вот совершенно не понимаю, почему у Чехова в такую тревожную ночь недавние враги собака Каштанка и кот Федор Тимофеевич стали облизывать друг друга? Насколько я знаю, когда животные боятся, они, наоборот, огрызаются и даже дерутся!» Честно отвечая на «глупые» вопросы, мы глубже проникаем в текст, учимся его чувствовать и анализировать.

Вот и закончен подготовительный этап. Теперь можно переходить непосредственно к работе над чтецким отрывком. Начинаем с Выбора рассказчика. Сейчас каждому из детей необходимо понять, кто из персонажей ему более всего близок, понятен, и решить для себя вопрос: «От чьего лица я бы прочитал вновь доставшийся мне кусочек текста?»

Предположим, перед нами 7-я, заключительная глава «Неудачный дебют». Кто участвует в этой истории? Каштанка, Федор Тимофеевич, хозяин, Федюшка. Для каждого из них одни и те же события выглядят по-разному. Возможно, Федора Тимофеевича они не очень сильно волнуют?

Но кто-то увидит поворот событий, важный и для него. Очень хорошо! Для хозяина, Каштанки и Федюшки события этой главы сверхзначимые, но совершенно разные.

Важно разглядеть, как воспринимают их эти герои. И каждому ученику выбрать самого близкого себе.

Кто-то выберет Федюшку. Для него цирк — чудо! Он, мальчик из бедной семьи, не часто видит такие праздники. Но главное чудо — его Каштанка нашлась!

Она — актриса! А может быть, самое главное — это огромное изумление: вечному празднику и довольству Каштанка предпочла его — нищего и не самого доброго на свете мальчика, который нередко обижал ее?

Для кого-то интереснее всего будет хозяин. Он так долго готовил Каштанку. Недавно потерял любимого актера — гуся Ивана Ивановича. Для него уход Каштанки — настоящая катастрофа. И самое интересное: как от его лица прочитать конец главы?

Как хозяин отнесся к «предательству» актрисы? Затаил глубокую обиду? Понял ли ее?

Был ли за нее рад? Тревожился за ее судьбу в доме пьяненького столяра?

А кто-то выберет Каштанку. И ему будет труднее всего выделить самое главное в отношении героини к событиям. Успехов такому храброму безумцу!

Никто из младших подростков не способен прочитать от лица героя целую главу. Поэтому, выбрав позицию, важно выбрать и крошечные кусочки, которые будем читать. Пусть из каждой главы это будет один — самый яркий для всех: главное событие!

Если мы выбираем из заключительной главы, может быть, это будет вот такой отрывок:

«Кто-то на галерее свистнул, и два голоса, один — детский, другой — мужской, громко позвали: — Каштанка! Каштанка! Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое — пухлое, краснощекое и испуганное, ударили ее по глазам, как раньше ударил яркий свет…

Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам. Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: — Каштанка! Каштанка!

Тетка прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус, нужно было перескочить высокую стену; Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла назад по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и наконец попала на галерку…»

Все в классе не успеют прочитать свой вариант. Что же делать? Можно предложить детям почитать друг другу в малых группах и выбрать от каждой того, чье чтение покажется остальным наиболее точно передающим отношение выбранного героя. Тогда для всего класса прозвучит вслух семь коротких отрывков.

И слушающие должны будут угадать, от чьего лица сейчас ведется повествование.

Завершение проекта. Мы прочитали весь рассказ. Семь фрагментов.

Семь заданий. Нужно ли теперь, вспомнив все пережитое и переговоренное, обсудить, что хотел сказать А. П. Чехов, какими размышлениями поделиться, к каким открытиям подвести? Здесь стоит смотреть по ситуации. Возможно, лучше оставить что-то на самостоятельное домысливание.

Но вполне вероятно, что некоторые моменты будет необходимо проговорить повторно.

На этом чтении в классе можно остановиться. Если оно было удачным и ребята захотят продолжения, то можно сделать небольшую литературную композицию из отрывков и показать ее родителям или другим ученикам.

Ирина Сергеевна Есина, Педагог кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог по сценической речи московской школы № 123.


Читаем «Каштанку» А. П. Чехова

Другие сочинения по теме:

  1. Читаем о себе! Овен. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если Вы его обидели, то вас сразу же простят....
  2. Читаем Заболоцкого в 6-м классе По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка:...
  3. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное» «Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения,...
  4. Читаем повесть Лермонтова «Максим Максимыч» Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому...
  5. Читаем сказку — изучаем традиции Урок литературы в 5-м классе В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения...
  6. Читаем повесть Лермонтова «Тамань» Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге «историю», проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается...
  7. Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда....
  8. Читаем рассказ Андрея Платонова «Еще мама» Рассказ «Еще Мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в...
  9. Речь героев рассказов А. П. Чехова Герои рассказов Антона Павловича Чехова — представители самых разных слоев населения России. Здесь можно встретить помещика, судебного следователя, возницу, чиновника,...
  10. Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Мальчики» Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой? Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий,...
  11. Дача А. П. Чехова в Гурзуфе Мы знаем пять чеховских музеев в России, два на Украине, один в Германии и один на Цейлоне. Надеемся рассказать обо...
  12. О рассказе «Дама с собачкой» А. П. Чехова В последний период своего творчества Чехов все чаще обращается к изображению людей, противостоящих окружающему их миру лжи и обмана. Обычно...
  13. Проблема жанра пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова 15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алексеевой : «Вышла у меня не драма, а комедия, местами...
  14. Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова 1. Жизнь и сад . 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в...
  15. Герои А. П. Чехова — какие они? Рассказы А. П. Чехова коротки, но за их краткостью и кажущейся простотой кроется очень глубокий смысл. Всего на нескольких страницах...
  16. Анализ рассказа Чехова Размазня Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А. П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный...
  17. Анализ рассказа Чехова Тоска А. П. Чехов — психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя — душа человека. Трагизм переживаний не...
  18. Нравственный пафос творчества Чехова Кто знает, как бы развивался талант Чехова, если бы ему не предшествовали долгие годы развития русской классической литературы, если бы...
  19. Импрессионистические мотивы в повести А. П. Чехова «Степь» Не случайно А. П. Чехова многие исследователи называют импрессионистом. Так, написанная им еще в конце 1880-х годов повесть «Степь» отмечена...
  20. Своеобразие конфликта. Система образов в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова Драматические конфликты бывают разные: внешние и внутренние, психологические. Для драматургии Чехова характерны конфликты второго рода. В дочеховской драматургии система образов...
« Судьба человека в романе Ф. А. Абрамова «Братья и сестры»
Переказ стисло: Дорожній щоденник Моніки »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения