• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Читаем «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»

 

Читаем «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»

В седьмом классе при изучении «Повести временных лет» мы читаем ряд полулегендарных сказаний: «Поход Олега на Царьград», «Месть Ольги древлянам», «Сказание о Белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке» и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения — ведь задачей своей он считает не только фиксацию происходящего в стране, но и оценку этого с позиции высшей справедливости. Человек эпохи Средневековья мерит события истории и человеческой жизни в терминах Добра и Зла.

Мир и история — арена борьбы дьявола и Бога, борьба проходит в душах людей.

Начало «Повести временных лет», отсылающее к библейским временам, говорит о желании летописца включить Древнюю Русь в круг общемировой истории. Тому же служит выбор и подача других сюжетов летописи, например, «Сказание об апостоле Андрее». Мы отмечаем полулегендарный характер текстов, фольклорные черты в них, реальные исторические свидетельства .

Обязательно ищем в тексте присутствие самого летописца: или в неожиданном комментарии, или в выборе сюжета.

На этом фоне особенно ярко воспринимается текст летописной «Повести об ослеплении Василька Теребовльского», помещенной под 1097 год. Школьники отмечают особенности этой повести: рассказ от первого лица, от лица участника событий , подробный рассказ о событиях со многими подробностями, имена реальных людей. Этот рассказ похож на художественное произведение, а не на документальную запись, заставляет читателя ужаснуться.

Создается впечатление, что читатель сам является свидетелем этого преступления.

Далее мы отмечаем точки зрения героев этой повести: князей-предателей, князя Василька Теребовльского, его дружинника Василия и летописца.

Важно понять позицию автора , какова его задача, что хочет он донести до читателей. Ребята сами отвечают: он хочет рассказать о преступлении, показать, что предательство — это грех, и, главное, утверждает, что распри князей губят Русскую землю. В подтверждение этого читаем два отрывка: договор князей на Любечском съезде и просьбу митрополита к Владимиру Мономаху защитить Русскую землю.

В добавление читаем похвалу князю Владимиру и задаем вопрос, зачем она включена в текст.

Призыв к князьям жить в мире друг с другом — это главная и повторяющаяся мысль русских летописей. В эпоху феодальной раздробленности слишком много распрей возникало между ними. Неслучайно одним из устойчивых жанров древнерусской литературы была повесть о княжеском преступлении.

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» воспринимается как законченное произведение, однако летопись продолжается, преодолевая границы повести. Летопись сродни жизни, безбрежной и не укладывающейся в рамки. Неожиданностью для читателя оказывается продолжение истории князя Василька.

Читаем по Лаврентьевской летописи тот отрывок, в котором Василько признается рассказчику и своему дружиннику Василию в том, как хотел самостоятельно, без помощи других князей, идти на половцев: «Да любо налезу собе славу, а любо голову свою сложу за Русскую землю». После чего объясняет трагедию, произошедшую с ним, наказанием Божиим за свое «вознесение», то есть за грех гордыни.

Образ князя Василька меняется в глазах читателя. Поражает продолжение: выпущенный на свободу князь Василько через год собирает войско и идет на своего обидчика князя Давида. Сжигает принадлежащий Давиду город Всеволожь, а спасающихся бегством жителей велит перебить всех.

Голос летописца: «и створи мщенье на людех неповинных и пролья кровь неповинну» — однозначно осуждает действия князя Василька.

Вывод, который мы делаем в конце урока: летопись живет по другим законам, нежели художественное произведение. Летописец — не автор, он не может «повернуть» сюжет в желаемую сторону, его задача — записывать все, что было так, как это случилось. В этом заключается объективность летописца, но объективность отнюдь не отстраненная. У летописца есть своя, определенная гражданская позиция, ему больно смотреть на княжеские распри и беды родины, поэтому он оценивает поступки князей и старается дать урок своим читателям. В этом проявляется еще одна черта древнерусской литературы: ее назидательность, поучительность.

Летопись — это та самая история, которая хочет научить потомков и еще не знает, что никто не воспользуется ее уроками.

На мой взгляд, введение такого сложного и трудного текста оправдано будущими перекличками с другими произведениями школьной программы. Сразу после этой темы в 7-м классе начинается «Борис Годунов» А. С. Пушкина с образом летописца Пимена. В старших классах — «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли».

Дана Владимировна Дагурова, Учитель русского языка и литературы Филипповской школы, Москва


Читаем «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»

Другие сочинения по теме:

  1. Читаем повесть Лермонтова «Тамань» Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге «историю», проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается...
  2. Читаем повесть Лермонтова «Максим Максимыч» Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому...
  3. «Повесть временных лет» — древнейшая летопись нашего народа На уроке литературы я познакомился с «Повестью временных лет» — величественным произведением о прошлом нашего народа времен Киевской Руси. Читая...
  4. «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы Один из памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые...
  5. «Повесть временных лет» — историческая книга и сборник эпических произведений Оригинал этой летописи не сохранился, но до нашего времени он дошел в списках ХI-ХV ст. Древнейшими считают список Лаврентьевский (1377)...
  6. Летописная повесть о битве, произошедшей в 1216 г ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА ЛИПИЦЕ — летописная повесть о битве, произошедшей в 1216 г. на реке Липице между новгородцами и...
  7. «Летопись Русская»: «Повесть временных лет» и «Киевская летопись» Проходят времена, исчезают в безвестности государства, рассыпаются величественные здания и памятники, высыхают деревья и реки, а написанное слово остается, чтобы...
  8. Повесть об убиении Андрея Боголюбского ПОВЕСТЬ ОБ УБИЕНИИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Андрей Боголюбский , второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны, с 1158 г. великий князь...
  9. Повесть «О царе Ахмате, како приходил на Угру» ПОВЕСТИ О СТОЯНИИ НА УГРЕ — летописные повести о последнем столкновении русских войск с силами хана Большой Орды Ахмата в...
  10. Сюжет произведения «Повесть о битве на Калке» и «Слово о погибели Русской земли» Первому столкновению русских войск с монголо-татарами — битве на реке Калке в 1223 г. посвящена летописная повесть, пространный вид которой...
  11. ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ Наиболее значительным литературным памятником псковской литературы является повесть о покорении Пскова в 1510 г. московским великим князем Василием Ивановичем, вошедшая...
  12. ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ ПОСАДНИКЕ ЩИЛЕ Повесть была написана каким-то церковником на основе устной легенды, сложившейся не без влияния патериковых и пролож-ных сказаний, возникшей, видимо, в...
  13. Читаем «Каштанку» А. П. Чехова У опытных учителей литературы есть немало способов привлечь ребенка к книге. Предложу сегодня путь, который принят в другой Профессии, в...
  14. Сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце» как повесть-предупреждение «Собачье сердце» открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, — эволюции и революции, стремления к познанию окружающего...
  15. Читаем сказку — изучаем традиции Урок литературы в 5-м классе В преподавании литературы нельзя забывать об общекультурно-просветительских, этических целях школьного образования. Предлагаю свой опыт изучения...
  16. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное» «Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения,...
  17. Читаем стихотворения Иосифа Бродского Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда....
  18. Повесть О Петре И Февронии В повести о Петре и Февронии, которая по спискам именуется то «Повесть от жития», то «Житие и жизнь», то просто...
  19. «Повесть о разорении Рязани Батыем» один из шедевров древнерусской литературы Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего...
  20. Читаем о себе! Овен. Не знаю, чем вы умудрились обидеть это милое создание, но если Вы его обидели, то вас сразу же простят....
« Сочинение на тему Краткое изложение драма Толстого «Живой труп»
О пьесе «Три сестры» А. П. Чехова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения