• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

 

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К. Симонов писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской».

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесенных в почетные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В. Кондратьева в том, что в ней показана не череда боев, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует «душевное вещество» человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идет об одном и том же времени и пространстве . Ржев — один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: «Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной — в реальном, другой — в прошлом, в войне…

Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан — мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашел, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всем. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать». Вот такова история появления повести.

Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести — ранняя весна 1942 года. Идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут , уже два месяца находится на «передке». На таком передке, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача», и поскольку распутица, то и «с хлебцем плохо, навару никакого.

Полкотелка… пшенки на двоих — и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов». Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой.

Этому способствует и стиль рассказа — простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

Как изображается война?

Чтение отрывка «А ночь плыла над передовой, как обычно…» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке…» Война оставляет следы разрушения и смерти. Автор показывает военный быт . Слова «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Найдите в повести как можно больше эпизодов, В которых с наибольшей силой раскрывается Характер Сашки. Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползет на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче — о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит «языка», будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров.

Раненый Сашка возвратится в роту, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймет Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт…

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

Выразительное чтение Эпизода пленения немца . Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость — берет немца голыми руками . При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведет немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом. «И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком».

А еще понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его.

Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.

Сашка и Толик — ровесники. Сравните двух героев. С какой целью автор ввел в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика — «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки.

Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берет на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, — дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина — первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи.

Но когда узнает, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у нее с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, может, уцелел он один.

Значит, он должен, обязан рассказать обо всем, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел «всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшенку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Выводы по уроку

Если иметь в виду все, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своем поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента — такова скорбная статистика.

Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И еще одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить — ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия — мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX века?»



Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Кондратьева «Сашка» «Сашка влетел в рощу, крича „немцы! немцы!“, чтоб упредить своих». Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу...
  2. Сашка — характеристика персонажа Произведение: Сашка Сашка — главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из...
  3. Жуткий лик войны (на материале повести «Сашка») Я прочитал повесть В. Кондратьева «Сашка». Повесть «Сашка» была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики решили,...
  4. Читаем «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» В седьмом классе при изучении «Повести временных лет» мы читаем ряд полулегендарных сказаний: «Поход Олега на Царьград», «Месть Ольги древлянам»,...
  5. Читаем повесть Лермонтова «Тамань» Молодой, энергичный, решительный Печорин, высланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге «историю», проявляет живейший интерес к окружающему. Он восхищается...
  6. Читаем повесть Лермонтова «Максим Максимыч» Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому...
  7. Краткое изложение Сашка А. И. Полежаев Сашка Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде....
  8. Краткое содержание поэмы Полежаева «Сашка» Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде. Помните, как у Пушкина...
  9. Сашка. Поема (1825, опубл. 1861), у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Сашка. Поема (1825, опубл. 1861) Поема написана від першої особи. Студент Московського університету Сашка...
  10. «Сашка»;. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова Душевная жизнь Лермонтова была необычайно сложна и тревожна, и каждое произведение его, на котором лежит отблеск его могучей, феноменальной личности,...
  11. Сочинение осуждение войны по повести В. Кондратьева «Привет с фронта» Со временем все реже встречаются среди нас те, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто защищал Москву...
  12. «Маленькая печальная повесть» краткое содержание Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим — до...
  13. «Иронический авангард» Вячеслава Пьецуха Вячеслав Пьецух вошел в литературу в эпоху гласности. Проза «новой волны», как принято ее называть, отличается многообразием и сложностью. Наиболее...
  14. Автобиографическое значение поэмы Лермонтова «Сашка» Воспоминания четырехлетней давности, если бы поэт писал эту поэму в 1839 г., не были бы для него свежим рисунком и...
  15. История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова Важнейшая в истории символизма часть статей Вяч. Иванова — он назвал их «эстетическими и критическими опытами» — была собрана в...
  16. Основное различие Белого и Вячеслава Иванова как теоретиков и критиков Не боясь ошибиться, можно утверждать, что основной пафос литературно-философской критики Вяч. Иванова 900-х годов был направлен против декадентского индивидуализма и...
  17. Сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце» как повесть-предупреждение «Собачье сердце» открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, — эволюции и революции, стремления к познанию окружающего...
  18. Соединение русского символизма и греческой традиции в произведениях Вячеслава Ивановича Иванова Он родился в Москве в 1866 г., в семье мелкого чиновника. Изучал античную литературу и историю, частично под руководством Моммзена,...
  19. Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное» «Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения,...
  20. Читаем «Каштанку» А. П. Чехова У опытных учителей литературы есть немало способов привлечь ребенка к книге. Предложу сегодня путь, который принят в другой Профессии, в...
« Высшее образование как важный этап формирования личности, или тестирование под нагрузкой
Что я понял, прочитав рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения