Читаем Заболоцкого в 6-м классе
По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические — как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков называется «Живописность и многозначность поэтического образа». Очень интересно проходит работа с двумя стихотворениями Николая Заболоцкого — «Портрет» и «Лебедь в зоопарке».
Начинать уроки по лирике вообще очень полезно со своеобразной «разминки» , во время которой ученики настраиваются на определенный вид деятельности, вспоминают основные поэтические приемы, создается эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.
Упражнение первое — ищем сравнения. На что похожи Телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета.
… похож на…
… напоминает…
… вызывает ассоциации с…
Упражнение второе — ищем метафоры . Отметим, что предложения станут сложными:
… похож на… тем, что…
… можно сравнить с… , потому что…
Сравните любой предмет из левого столбика с понятием из правого.
Читаем Заболоцкого в 6-м классе