Что может рассказать сказка
Читайте сказки, размышляйте над ними, и они помогут вам найти дорогу к естественно добытой свободе, любви к себе, к животным, к земле, к детям… К. П. Эстес
Сказка, как это ни парадоксально звучит, — трудный для понимания детей жанр. Хотя многим педагогам так не кажется: ведь до одиннадцати лет народная сказка — один из самых любимых детских жанров. Но сам факт чтения еще не говорит о понимании содержания. На уроках литературы «понимание» сказки часто сводится к характеристике ее персонажей и к довольно прямолинейной расшифровке ее «намеков» . Ничего плохого в такой работе нет, но поскольку в ее основе лежит поверхностный подход к сказке, то и пользы от нее тоже мало.
Вместе с тем нельзя утверждать, что детям нужна вся глубина сказки. Скорее она нужна педагогу, чтобы дозировать объем информации, содержащейся в сказке, и найти оптимальную форму ее подачи детям. На примере сказок разных народов попробуем показать, какого рода информацию и в каком объеме они содержат.
Сказка как завещание одного поколения другому
Чтобы быть уверенным в том, что Дети хорошо представляют, о чем будет идти речь в беседе по сказкам, нужно выяснить, как они понимают само слово «завещание». Для этого предлагается выстроить к нему ассоциативный ряд, в котором могут быть слова: Наказ, завет, распоряжение, поручение, совет последователям, потомкам .
Получится, что завещание — это некое знание, которое может передаваться от одних людей к другим. В сказке тоже есть знания, накопленные многими поколениями, знания абсолютные и неоднократно проверенные жизнью. Сказка их сохранила и всегда готова передать желающим.
Обобщая, можно сказать, что эти знания — о природе и о человеке как ее части. Можно даже сказать, что народные сказки — это энциклопедия духовной и материальной жизни человека. Причем энциклопедия очень своеобразная — информация в ней закодирована в образах, символах, которые еще надо суметь расшифровать.
Природное окружение
Портрет народа складывается из многих составляющих, одна из них — природа. Будучи очень мощной силой, она не может не влиять на человека, не вносить свои особые краски в его облик. Так, мы изначально предполагаем, что северные народы отличаются от южных, а народы степей не похожи на горцев.
И все потому, что они живут в разных природных условиях. По большому счету именно природа и определяет лицо этноса. И сказка это «знает».
Предложим учащимся прочитать одну-две сказки разных народов, например, африканские, европейские, китайские и т. д. Перед чтением попросим обратить внимание на то, как в сказке показаны ландшафт, растительный и животный мир. На уроке может быть заполнена таблица, отражающая материал сказок.
Что может рассказать сказка