Что нового внес Камю в художественное и философское понимание человека?
С давних пор культура Франции была щедра на сочинителей особого склада, успешно вторгавшихся в пограничную область между философией и словесностью. Именно французское слово «моралист» и подразумевает выражение в одном лице мастера пера и мыслителя, раскрывающего в своих книгах загадки человеческой души, подобно Монтеню, Паскалю и Ларошфуко в XVII, Вольтеру, Руссо в XVIII веке. Франция XX столетия породила очередное созвездие таких моралистов: Мальро, Сартр, Камю… Когда погиб Камю, Сартр писал: «Его упорный гуманизм, узкий, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи.
Упрямством своим, наперекор золотому тельцу делячества — укрепляя в ее сердце нравственные устои».
Камю полемизировал и с христианством, и с марксизмом. Ему удалось очень убедительно и достоверно, оставшись защитником своего поколения, передать моральный климат середины трагического XX столетия.
Чтобы ответить на вопрос темы, следует прочитать не только «Постороннего», но и Роман «Чума», о котором критика писала в 1949 году: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, ощущение вечного и сиюминутного».
Камю о романе «Чума» сказал четче: «Содержание «Чумы» — борьба европейского Сопротивления против фашизма. Основные вопросы: абсурдность бытия, свобода человека, его выбор перед лицом смерти». И приходит к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».
В конце 30-х годов XX века А. Камю написал книгу философских эссе: «Миф о Сизифе». Книга является выражением трагического оптимизма А. Камю. Герой греческой мифологии, коринфский царь Сизиф, осужденный богами на тяжелый и бесполезный труд, становится для А. Камю символом «абсурдного человека» .
Но главная мысль: надо вести неустанную борьбу со всем бесчеловечным в жизни.
Замысел романа «Посторонний» возник в 1937 году. Тема определена автором так: человек, который не хочет оправдываться. Он предпочитает сохранить о себе то представление, которое сложилось о нем у окружающих.
Он умирает, довольствуясь сознанием своей правоты.
«Посторонний» вышел в свет в 1942 году и имел огромный успех, надолго став одним из читаемых произведений французской литературы XX века. «Если бы через несколько веков осталась только эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, чтобы познакомиться с человеком XX века», — так характеризовала критика этот роман Камю.
Произведение отразило мировоззрение Камю, которое более всего отвечает умонастроению «философии существования», или экзистенциализма. Эту философию исповедует и его герой Мерсо: жизнь идет своим чередом, и рано или поздно настанет время, когда всем избранникам вынесут смертный приговор. И эта истина делает сомнительным в глазах героя Камю все принятые правила совместного человеческого общежития. Мерсо — это экзистенциалистский вариант «естественного человека» Ж.-Ж.
Руссо.
Друг А. Камю после прочтения «Постороннего» отметил влияние Ф. Кафки на стилистику романа. А. Камю ответил, что он «учился у Кафки духу, но не стилю».
Мало кто из писателей XX века сумел сказать о человеке столько нового и так, как это сделал Камю. Поэтому становится понятным признание особенностей прозы Камю и присвоение ему в 1957 году Нобелевской премии за литературные произведения.
Что нового внес Камю в художественное и философское понимание человека?