• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)

 

Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)

Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве? Такие вопросы волновали людей всегда. А особенно актуальными они стали на границе XIX и XX столетий. В это время, особенно в русской культуре, был всплеск поэтической волны. На небосклоне засияли звезды Брюсова, Блока, Хлебникова, Соловьева, Гумилева, Пастернака, Ахматовой. Большое количество разных поэтических школ, группировок, направлений была созданная именно в то время. Казалось, каждый поэт знает ответ на «вечные» вопросы, а если не знает, то хочет докопаться к сути и уверенный, что именно он сможет провозгласить истину. Александр Блок принадлежал к «младшим» символистам. Он начинал создавать под влиянием известных русских поэтов и философов: Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба.

Символисты были уверены, что истоки символизма следует искать в глубине времен, в античном мире, у Платона, так как символизм — не столько литературная вещь, сколько универсальная неисчерпаемая система миропонимания. Символисты понимали, что вечные тайны существовали всегда и человечество едва ли сможет их разгадать когда-нибудь. Именно здесь скрыта загадка основного расположения духа символизма — трагичность. Мир есть непознанное, неразгаданное, поэтому возникает трагическое ощущение, людей захватывают апокалипсические мысли и расположения духа. Граница XIX и XX столетий — это время, когда происходило много войн, революций, человек ощущал себя небольшим насекомым в мире исторических событий эпохального масштаба. Символисты обращали внимание на эти особенности развития человечества, они были очень чувствительны к в своему времени. В искусстве отражается ощущение кризиса, близкой смерти, как вот у Блока:

Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар — впереди.

Анна Ахматова назвала Александра Блока «трагическим тенором пор». Блок внутренне ощущал изменения, которые витают над миром, над его государством, над ним самым. Поэт ищет свой идеал, стремится найти смысл жизни. В своем первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) Блок показывает реальный мир, который погряз во зле, но его можно спасти, если обратиться к прекрасному. Мировая Душа не покинет людей, она всегда с ними, дает возможность оправиться, бросает спасательный канат, с помощью которого люди могут спастись — это символы гармонии и красоты.

Если люди перестанут создавать зло, убийства, увидят красоту и гармонию вокруг себя, обратятся к Вечной Душе, к Вечной Женственности — они спасут свою собственную душу и душу всего мира. Блок был убежден в этом всегда, и хотя были разные периоды в его творчестве, но главный стрежень сопровождал его до конца жизни — это Вечная Женщина, Дева, Заря.

Духовное начало должно быть в каждом человеке — только тогда возможно человеческое спасение в мировом масштабе. (Здесь Блок перекликается с Достоевским, которого глубоко уважает, так как для него, как для младшего символиста не Платон, а Достоевский является предтечей современной национальной литературы). Александр Блок — мечтатель, поэтому ему нелегко было в реальной жизни. Он идеализировал свою любимую женщину — Любовь Менделееву, и старался не замечать ее недостатков. На протяжении трех лет он ничего и никого не замечал вокруг себя — весь мир для него сосредоточился в одном оскорблении — оскорблению Прекрасной Дамы, Вечной Девы. Блок стремится достичь высочайшего идеала. Он и революцию воспринимает идеализировано — как обновление, путь к лучшему будущему; в нем живет надежда на превращение людей в идеальных типов, которые возродят человечество для прекрасной совершенной жизни. Движение символистов возникает как протест против обмеления поэтического слова, против обедненности поэзии. Представители символизма говорили о том, что направление это должно быть не только литературным, но и жизненным.

Т. е., поэты старались сделать своеобразный сплав жизни и творчества, «найти философский камень искусства». Но, как сказал В. Ходасевич, «формулу не удалось открыть». Символ — это по сути то, что можно ощутить интуитивно, это веяние легенького ветерка, который идет к нам из закрытых параллельных миров. Кто-то это может ощутить, увидеть, описать, а кто-то — нет. Символисты были убеждены, что истина скрыта в том, чтобы жить не умом, а ощущениями, так как именно они дают подсказку на все главные вопросы. Лирический герой Блока живет в выдуманной им стране, он видит удивительные сны, светлых ангелов, он хочет верить в гармонию жизни. От Волшебной Дамы поэт постепенно переходит к Незнакомке. Лирический герой понимает, что он сам и его идеал живуь среди грязи, среди канав, среди «пьяниц с глазами кроликов», но все-таки идеал есть! Глухая душа, замкнутость, трагическое ощущение того, что счастье прошло — такие впечатления от лирического героя Блока. Он страдает, и страдает вместе с ним каждый, кто читает его стихи.

Думаю, что трагизм жизни лежит на дне души у каждого человека, хотя не все об этом говорят. Поэтому поэзия Блока трогает, принуждает подумать над вечным, прекрасным, трагическим. Это философские вещи. Непростые. Но без надежды на лучше жить нельзя, и потому Блок в одном со своих стихов утверждает идею не смерти, а жизни:

«И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя».



Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока)

Другие сочинения по теме:

  1. Что такое символизм? (на примере творчества Блока) Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается,...
  2. Творческая оригинальность поэзии Александра Блока Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета, мать (О. Кублицкая-Пиоттух),...
  3. В чем я вижу современность поэзии А. Блока? Поэзия Александра Блока была, есть и будет современной всегда. Так как не может иметь категорию времени гуманизм и духовность, гражданственность...
  4. Пронзительные строки в поэзии Блока Случилось так, что в душе я весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения....
  5. Лучшие стихотворения Александра Блока «Незнакомка». Стих вошел в сборник «Нежданная Радость» (1907), которую сам Блок оценивал как «переходную книгу», т. е. такую, в которой...
  6. Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю Все равно: принимаю тебя!...
  7. Россия Александра Блока 1. «Россия здесь, — писал Блок в 1918 г. в предисловии к книге статей «Россия и интеллигенция», — не государство,...
  8. Главные мотивы и ведущие символы поэзии Блока Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А....
  9. Тема пути в поэзии Блока Конечно, реальный путь развития Блока не сводился к выполнению этого путеводного повеления. Оно лишь парило над его жизнью, освещая ее...
  10. Размышления о народе и интеллигенции в поэзии Блока Размышления о народе и интеллигенции в большей мере, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской...
  11. Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  12. Художественное совершенство поэзии Блока Художественная литература, как и другие виды искусства, воздействует не только на умы, но и на сердца читателей, приучает их восхищаться...
  13. Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест...
  14. Идея » любви-ненависти» к жизни в поэзии А. Блока Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви,...
  15. На тему «Лирика А. Блока» Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции...
  16. Лиризм и гражданственность поэзии А. Блока Поэтические образы Блока нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры и метонимии, просто нагруженные каким-нибудь абстрактным...
  17. Сборники для детей Александра Блок Александр Блок (1880-1921) издал в 1913 году два сборника для детей: «Сказки» и «Круглый год». Поэт сам отбирал и редактировал...
  18. О поэтическом стиля Блока на примере поэмы «Анна Снегина» При анализе поэзии Блока важно иметь в виду, что в арсенале изобразительно-выразительных средств, которыми пользуется поэт, особое место занимает метафора:...
  19. Что такое сострадание? (на примере рассказа «Матренин двор») Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет после себя ничего, кроме архивов. С. Дали однажды сказал:...
  20. Глубокий лиризм поэзии Александра Олеся Треть века стихи этого, по признанию многих авторитетов, короля поэзии не печатались в Украине. Почему так произошло? Чем провинился мастер...
« Богачевская О. Двести страниц «Жизни и приключений Робинзона Крузо»
Лирическая струя в поэзии Ахматовой о войне »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения