Что такое литературное направление?
Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, и наличие известного коллектива авторов, связанных общими творческими и мировоззренческими принципами. Обычно обе эти черты выражаются в манифесте — декларации, где объявляются литературная и общественная позиции представителей данного направления, их требования к литературному творчеству. Так, манифестом французского классицизма было знаменитое «Поэтическое искусство» Буало, русского классицизма — «Наставление хотящим бути писателями» Сумарокова и отчасти «Разговор с Анакреоном» Ломоносова, русского сентиментализма — статья Карамзина «Что нужно автору?» и его письма и т. д.
Литературное направление всегда опирается на определенный художественный метод, на известные творческие принципы, Ни один художественный метод не может проявиться в истории литературы иначе, как через то или иное литературное направление. При этом художественный метод получает конкретные историко-социальные черты, присущие данному направлению, и, строго говоря, каждое направление бывает носителем вполне определенного метода. Другими словами, сколько методов — столько и литературных направлений.
Литературное направление предполагает, таким образом, довольно сложную организацию литературного труда, наличие довольно развитой структуры общественной мысли и сравнительно высокой оценки общественностью значения литературного дела. Литературное направление вместе с тем требует ясного определения писательской личности, писательской индивидуальности в общем творческом процессе. Литературное направление характеризуется также известными стилевыми приметами общего характера, известной присущей ему поэтикой, в пределах которой, разумеется, наличествуют индивидуальные стили большего или меньшего числа отдельных авторов. Таким образом устанавливается определенное равновесие между творческой личностью и литературной общественностью, более того — между обществом, где действует творческая личность, и этой творческой личностью как носительницей новаторского начала, Четкое представление об общности задач, которое должны иметь писатели, представляющие литературное направление, оформляется только в том случае, когда данная литература является литературой печатной и когда в распоряжении авторов имеется более или менее развитая полиграфическая база. Только текст, закрепленный печатным способом, может надежно сохранить индивидуальные, оригинальные, неповторимые черты авторской личности. Лишь таким способом может быть быстро и прочно введено в общественный обиход новаторское представление о действительности, о поэтической образности.
Итак, одним из важных условий возникновения литературных
Вот почему, не касаясь многочисленных деталей этой сложной проблемы, можно сказать, что любая средневековая литература, будучи как правило литературой рукописной, не в состоянии выработать сколько-нибудь развитого литературного направления. В лучшем случае здесь можно говорить лишь о зачатках тех или иных литературных направлений, о тех или иных школах писательского мастерства, существовавших в средневековой литературе. Если взглянуть с этой точки зрения на русскую литературу начала XVIII столетия, то нетрудно увидеть ее промежуточное, переходное состояние. В начале XVIII в, литература (имеется в виду художественное творчество) остается тесно связанной с традициями средневековой литературы. Она по-прежнему имеет рукописный характер. Ее главной «технологической» приметой является вариантность, меньшая, правда, чем в фольклоре, но значительно большая, чем в печатной литературе. Всякое письменное закрепление текста делает его; конечно, более устойчивым, нежели текст устно-поэтический, и поэтому позволяет в известной мере выявить индивидуальные черты автора; но это закрепление еще недостаточно для того, чтобы придать литературе новое качество. Поэтому литература остается еще анонимной и формально, и по своей сущности. Личное начало в ней нивелировано. Нам неизвестны авторы подавляющего большинства любовных стихотворений начала века, драматических произведений, поставленных на сценах театров Кунста, Якоби и других, существовавших в этот период. И дело не в том, что имя автора здесь всегда неизвестно (это необязательно): авторская личность не влияет принципиально на поэтику произведения. Как и в древнерусской литературе, имя автора еще связывается с текстом как правило лишь в том случае, когда речь идет о выдающемся общественном деятеле, об известном всему обществу человеке1. Но в начале XVIII столетия художественная литература рассматривается общественностью, увлеченной прикладной литературой, несколько пренебрежительно и уходит в широкие массы, где были мало известны выдающиеся личности.
Все это, вместе взятое, обусловило тесную связь литературы 1700-1730 гг., связь ее творческого метода с литературой предшествующего периода, с литературой средневекового типа. Литература начала столетия также традиционна, также стихийна, бессознательна по характеру проявления в ней тех или иных творческих закономерностей, как и литература XVII в. Вследствие этого она тесно связана с устным народным творчеством, которое, будучи очень близко к литературе средневекового типа по своему творческому методу (в фольклоре, как мы знаем, в еще большей мере развита вариантность, для него еще более характерна, почти безраздельно господствует анонимность, бессознательность творческого процесса; для фольклора чрезвычайно типична традиционность), легко вступало в активное взаимодействие с рукописными произведениями, часто обмениваясь с ними и художественными Деталями. Фольклор служил источником многих поэтических приемов в литературе XVII и начала XVIII в. также потому, что обладал гораздо большим творческим опытом, накопленным на протяжении многих столетий.
Но в начале XVIII в. литературное творчество столкнулось с коренным образом изменившейся действительностью. Огромные перемены, происшедшие в социальной жизни, требовали, конечно, принципиально новых способов отражения их в литературе. Таких способов не могла предоставить литература, оперирующая традиционными категориями, скованная стабильностью образов, стабильностью поэтики. Вот почему литературные явления, характерные для начала века, можно объединить общим условным названием русский предклассицизм. Литература предклассицизма начала столетия обладает целым рядом новых черт, не проявлявшихся в литературе предшествующего периода, черт, которые не привели к образованию подлинного литературного направления, но взятые вместе подготовили развитие первого организованного направления в русской литературе — классицизма.
Что такое литературное направление?