Что такое любовь???
«Любовь возникает из любви, когда хочу, чтобы меня любили, я сам первым люблю». . Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь — вынес ли ее человек из животного царства или она появилась позднее. Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость.
Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Любовь — это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.
Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности. Как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и ее свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаенного и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего. Любовь — не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы. Подлинная любовь редка еще и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся ее, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе.
Страсть любить — это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» Однако большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще — это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, ее надо постигать. Переживание отдаленности рождает тревогу.
Быть отдаленным — значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отдаленным — это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром — вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на человека, а он не способен противостоять ему. Таким образом, отдаленность — это источник напряженной тревоги. Кроме того, она рождает стыд и чувство вины. Из этого вытекает соответствующий вывод, что глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отдаленность, покинуть тюрьму своего одиночества.
Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отдаленность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Вопрос остается тем же самым, потому что той же самой остается его основа: человеческая ситуация, условия человеческого существования. Ответы на этот вопрос различны: поклонение животным, людские жертвы, милитаристский захват, погружение в роскошь, аскетическое отрешение, одержимость работой, художественное творчество, любовь к Богу и любовь к человеку.
Один из путей достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний, они могут иметь форму транса, в который человек вводит себя сам или с помощью наркотических средств. В трансовом состоянии экзальтации исчезает весь внешний мир, а вместе с ним и чувство отдаленности от мира. Когда подобные состояния обычны для всех членов социальной группы, они не вызывают чувства вины или беспокойства: так делают все. Желание межличностного слияния — наиболее мощное стремление в человеке.
Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению себя и других. Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. Однако не каждое достижение межличностного слияния можно назвать любовью. Слияние может быть достигнуто различными способами.
И важно знать, какой вид единений имеется в виду, когда мы говорим о любви. Или это любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или это незрелые формы любви, которые можно назвать симбиотической связью . Зрелая любовь — это активная сила в человек е, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволят ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность.
В любви имеет место порядок: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Следует иметь ввиду, что любовь качественно отличается от других человеческих чувств. Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности — это страсти, любовь же — это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении. Любовь — это активность, а не пассивный эффект, это помощь, а не увлечение.
В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь, прежде всего, значит давать, а не брать . «Давание» — это высшее проявление силы. В каждом акте давания человек осуществляет свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и поэтому радостным. Давать — более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение жизнеспособности человека.
Наиболее важная сфера давания это не сфера материальных вещей, а специфическая человеческая сфера. Что один человек дает другому? Он дает себя, самое драгоценное, что имеет, он дает свою жизнь. Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и все проявления того, что есть в нем живого.
Этим давание своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он дает не для того, чтобы брать: давание само по себе составляет острое наслаждение. Но давая, он не может не вызывать в другом человеке что-то такое, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что дается ему в ответ. Давание побуждает в другом человеке желание тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь.
В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что любовь — это сила, которая рождает любовь, а бессилие — это невозможность порождать любовь. Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обходить; но когда мы видим заботу ее о ребенке, мы всецело верим в ее любовь.
Это относится и к любви к животным и растениям. Если какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их поливать, мы не поверим в ее любовь к цветам. Любовь — это активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.
Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Быть «ответственным» — значит быть в состоянии и готовности «отвечать».
Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Эта ответственность в примере с матерью и ребенком побуждает ее к заботе, главным образом, о его физических потребностях. В любви между взрослыми людьми она касается, главным образом, психических потребностей другого человека.
Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви — уважения. Уважение — это страх и благоговение; оно означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.
Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважение существует только на основе свободы: «любовь — дитя свободы, и никогда — господства». Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание.
Знание было бы пустым, если бы его мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда человек может переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении В зависимости от того, является уровень власти и статуса низким или высоким, выделяются семь типов любви. Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является, тем не менее, на наш взгляд, абстрактной и явно неполной. Два элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются общим словом «любовь».
Попытки разобраться в типах любви известны с давних пор. Так, для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины. Словом «эрос» они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, эффектной, чувствительной стороной. «Эрот» выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу к ее преодолению.
Эрот — это и страстная самоотдача, восторженная любовь, не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе. Слово «philia» обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях. Основное душевное состояние здесь — «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание.
Таким образом, «philia» означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов . Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене . Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности.
Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования. Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т. п. эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения; в ней, чем больше понимания, тем меньше места чувствам.
Это любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна, безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом. В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность.
Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию. Классификации любви, имеющие достаточно ясное основание, обладают тем достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической проверке. Такие классификации полезны в психологии, при исследовании эмоциональных отношений. Но их роль в философском анализе любви не может быть существенной. Любовь — это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек.
И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым — природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за ее прихотливым течением и вовремя душой угадать все ее изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным — здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Подлинная любовь — это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знан ие.
Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба для развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить. Любовь многолика и ее мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь — это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдется хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте. Любовь — одна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость.
Здесь он — высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.
Необходимо отметить и то, что любовь — это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить — ни другого, ни себя. Любовь — дело свободной инициативы, она основа самой себя.
У нее нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам. Сейчас — будь то художественная литература, искусство, религия или философия — нужно прежде всего будить в человеке способность любить и в особенности — любить другого человека.
Что такое любовь???