Что в мире есть прекраснее человека? (по роману «Война и Мир»)
Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он — самое совершенное творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека. На формирование этого идеала влияют разные факторы, большей частью социальные. В произведении «Война и мир» Л. Толстой раскрывает проблемы человека в поиске смысла бытия. Поэтому главнейшие персонажи, изображенные автором, проходят через своеобразные психологические испытания и переломы. Значительное место в романе-эпопее «Война и мир» занимают образы Кутузова и Наполеона. Через изображение двух великих полководцев автор старается решить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года?
Какова роль командующих в боевых действиях? Возглавляя армии, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных. Толстой в романе отобразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа. Он открыто говорит о своем непринятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым унижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждая его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату — вот те черты, которые подчеркивает Толстой у Кутузова.
Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям мира о командующем русской армии. Наполеон — кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого общего кумира, а наоборот, в романе развенчивает его как полководца и как великую личность. Вот как Толстой описывает «великую армию» Наполеона: «Это была толпа мародеров, каждый из них нес груду вещей, которые ему казались ценными и нужными». Полководец, который считал себя властителем мира, был (по версии Л. Н. Толстого) очень далеким от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, который думает лишь о себе и своих желаниях, подчиняя все только своим желаниям. «Все, что было вне него, не имело значения, так как все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Толстой показывает, что все это только прихоти, самообман. Кроме заносчивости Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь.
Даже перед портретом сына он играет роль: «с присущей итальянцам способностью произвольно изменять выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности». Наполеон твердый и вероломный. Он равнодушен к судьбе армии. Он безразлично смотрит на гибель уланов, которые переправляются через реку, он равнодушен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не ощущает ни капли благодарности, поскольку считает, что все были обязаны беспрекословно подчиняться его воли: «Миллионы людей убивали и мучили друг друга, так как Наполеон был властолюбивый». Более всего поражает отношение французского императора к этой войне, которая имеет целью порабощение Европы, России, всего мира.
Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: «…люди — пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «шахматы расставлены; игра начнется завтра». Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: «Маленький человек в сером сюртуке… Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, который спускался на круглый живот, в белых лосинах, которые обтягивают жирные бедра коротких ног». Совсем по-иному относится Толстой к Кутузову.
Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и печаль, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и автор. Он близок к народу, искренний патриот. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Он один из немногих, кто понимал бестолковость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромный и простой в быту. Кутузов имеет военную мудрость, он немногословный, не кричит и не старается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и уважают простые солдаты.
В романе Толстого — командующий и его армия едины. Две исторические личности, великие полководцы своих стран и эпох выступают не только персонажами романа, но и символами, которые определяют направленность духовного движения, тяготение других героев. Вся глубина понимания исторических процессов, вся полнота знаний «последней правды» о России и духовном слиянии с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Это — светлый полюс романа. Образ народного полководца для Толстого со всех сторон идеальный, так что Кутузову уже будто бы и некуда развиваться: его духовная задача — постоянно жить на этой высшей ступени своего развития, не допустить для себя ни одного эгоистического шага. Образ Наполеона — темный полюс романа. Холодный эгоизм, неправдивость, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже не считаясь с ними, — таковы черты этого героя. Он тоже лишен перспективы, так как его образ — граница духовной деградации.
Вся дьявольская «наполеоновская идея», которая с 1805 года интересовала русское общество, сконцентрирована, всесторонне проанализирована и заклеймена Толстым в образе Наполеона. Духовный «вектор» героев «Войны и мира» может быть направлен к Кутузову, т. е. к осознанию высшей правды, народной идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или к Наполеону — вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной напряженной духовной работы. Именно поэтому путь поисков любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновских» черт и идей, а путь других — через их принятие, приобщение к ним. Именно поэтому все герои «без развития», которые остановились, которые избрали легкий путь отказа от духовной работы, объединены «наполеоновскими чертами» и образовывают в русском обществе свой особый мир — прослойка светской черни, которая символизирует «наполеоновский полюс» романа.
Образы Кутузова и Наполеона создают не только психологические, но и историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию и идеологию завоевателей, их исторические и моральные черты, Толстой обнаруживает тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, которые противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает мощи идея свободы, которая противостоит идее порабощения. Другими словами, Лев Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и идеи мира, воплощенных в романе в образах Наполеона и Кутузова. И герои, которые тяготеют к Наполеону, наделены «наполеоновскими» чертами, в романе являются «людьми войны».
Что в мире есть прекраснее человека? (по роману «Война и Мир»)