Что я узнал о жизни сельской бедности из рассказа Остапа Вишни «Первый диктант»
Есть писатели, которые остаются только в своем времени. Потомки их мало читают, а то и не вспоминают совсем. Произведения Остапа Вишни имеют другую судьбу — нам их интересно читать. Так, прочитав рассказ Остапа Вишни «Первый диктант», я много интересного узнал о прошлой жизни. На хуторе раньше жили большими семьями. В каждой семье было по десять-двенадцать детей. Как-то удивительно сознавать, что когда-то в школу ходили не все, что школа была одна и находилась она за три километра.
Меня привело в удивление и то, что очень много хуторян были неграмотными, так как не имели денег, чтобы приобрести каждому ребенку сапоги. А из-за этого не каждый мог добраться в школу.
Чтобы заработать деньги, родителям приходилось много работать.
В школу ходили поочередно, и учительница с пониманием к этому относилась. Учительница была в школе одна. Звали ее Мария Андреевна. Эта старенькая женщина часто болела, но она очень любила свою работу, своих учеников и помогала им, как могла. А ученики благодарили ее добром: не бесчинствовали, слушались ее, всегда учили уроки. И потому, когда она умерла, то в сердцах ее учеников — взрослых и детей — она навсегда осталась живой, ее всегда помнили. Вот и наш герой запомнил случай с первым диктантом, которым он насмешил учительницу.
Я тоже смеялся, когда прочитал этот отрывок из рассказа, хотя мальчику тогда было не до шуток. Хоть Остап Вишня описывал трудную жизнь хуторян, юмористическая сцена в конце рассказа сделала его не таким печальным.
Я очень горжусь детьми, которые ввиду трудностей шли на знания, которые стали человечными, признательными, умными людьми. Остап Вишня — мастер пера. Он сумел внести веселые нотки в казалось бы обреченный на печальный финал произведение.
Много писателей воспевают свой родной край, выражают свою любовь к нему, восхищаются его красотой. Одним из таких писателей является Николай Винграновский. В стихотворении «Гром» ярко воспроизведена картина летней грозы. По обыкновению гром пугает людей, но в этом стихотворении гром показан добрым дедушкой, который помогает детям собрать урожай отряхнуть ветви слив, груш:
И натрусил со сливы слив, Чтобы легче было сливе.
Даже раскат грома, который поэт передает словами со звуком «р», с брюзжанием дедушки, который хочет казаться суровым, но на самом деле добрый.
Человек — такая же частица природы, как растения и животные. Когда человек понимает это и проявляет заботу о природе, то природа непременно отблагодарит его. В рассказе «Первинка» мы видим, что люди и животные нужны друг другу, чтобы выжить в тяжелых условиях.
Великая Отечественная война приближалась к завершению, и в разрушенном, голодном селе женщины и дети с нетерпением ожидали возвращение мужчин-тружеников, которые помогут возродить благосостояние в селе. В это время дети взрослели раньше: «Коля имел всего двенадцать. Мать… купив корову, должна была поручить ее Коле».
Главный герой рассказа — Коля — настоящий глава семьи, который ощущает ответственность и заботится о младших братце и сестричке, о больной матери.
Особенно затрагивает душу читателя эпизод купли коровы Колькой и их путь домой: «Теперь она была его, их, домашняя, и с этой минуты коровка понравилась ему на всю жизнь».
Мальчик, а за ним и автор, называет будущую кормилицу семьи «коровкой»: «Коля глянул в темно-голубые глаза и спросил: — А как тебя звать? — Коровка мигнула, и в ее глазах на миг промелькнуло что-то…»
Еще один полноправный герой рассказа — пес по кличке Собака. Беспризорное животное, прибилась к людям и нашла в них не только новых хозяев, а и друзей.
Заканчивается рассказ символической картиной весеннего сева, в котором вместе сотрудничают люди и животных. Общий труд становится общей радостью и приносит долгожданное благосостояние.
Что я узнал о жизни сельской бедности из рассказа Остапа Вишни «Первый диктант»