• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой

 

«Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой

Добро и зло — это наиболее общие понятия морали, этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. «Самое важное дело ближнему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь». Добро — это любовь. Где любовь, там и Бог. Многие русские писатели в своем творчестве проповедовали добро.

К ним также относится и наш земляк, Лев Николаевич Толстой. Он великое достояние России и гордость русского народа. Но также безусловно и то, что творчество его не просто принадлежит всей мировой культуре, но и влияет на нее. Писателей создавших произведения подобного уровня и подобной силы в литературе единицы. Гений Толстого позволил ему быть зеркалом не только русской жизни, народа но и человеческой души вообще — перед богом.

Детство писателя прошло в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в сугубо светской по духу семье, что в дальнейшем наложило существенный отпечаток на его творчество. Толстой еще в раннем детстве общался с живыми примерами праведничества, причем укорененного именно в православной традиции. В их доме останавливалось много юродивых, отличавшихся смирением и незлобием, монахов, монашек, некоторые подолгу проживали в их доме. Поражала детскую душу Толстого и глубокая, искренняя и простая молитва «не юродивого, а дурачка», помощника садовника Акима, говорившего с Богом, как с живым лицом.

К домашней прислуге Толстых принадлежала еще одна праведница — экономка Прасковья Исаева, ставшая прототипам Натальи Савишны из повести «Детство». И влияние подобных примеров тоже оказалось весьма заметным впоследствии в жизни Льва Николаевича. Уже первое из известных творений писателя, повесть «Детство», дает повод к внимательному рассмотрению его положительных героев с этой точки зрения. В повести «Детство» не просто исследуется жизнь христиан, а поется настоящий гимн их добродетелям. «О великий христианин Гриша!

Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих — ты их не поверял рассудком…. И какую высокую хвалу ты принес Его величию, когда, не находя слов, в слезах повалился на землю!..» Молитва юродивого о благодетелях и врагах, о прощении собственных тяжких грехов, живое, неподдельное общение с Богом открывают главному герою «Детства» Николеньке Иртеньеву совсем иной мир, мир духовный, а поэтому существенным образом влияют на его душу. Не менее интересно нарисован образ еще одного героя романа, Натальи Савишны. Перед нами проходит трудная, исполненная лишении, страданий жизнь простой крепостной женщины: от босоногой, румяной «девки Наташки» до старенькой няни в чепце и вечном фартуке. Жестоко судьба обошлась с этой женщиной: барин своей волей лишил ее возможности быть матерью и женой.

Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу, на барина, лишившего ее женского счастья? Жалеет ли себя? Нигде, никогда, ни разу! С истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет эта женщина свой крест.

В ней нет «саможаления», жалости к себе. «Все в доме любили и уважали Наталью Савишну». Жизнь доброй экономки представлена Толстым как самоотверженное беспрерывное служение господам, как постоянный, а потому незаметный подвиг. Причем писатель дает понять, что ее беспредельная преданность своим хозяевам вытекает не из тупой бессознательно — безличной покорности, а из сознательного чувства христианского смирения, терпения и любви, проявления которых открылись в последние дни ее жизни: «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только по своей привычке, поминала Бога. За час перед смертью она с тихой радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом.

У всех домашних она просила прощения обиды, которые могла причинить им, и просила духовника своего, отца Василия, передать всем нам, что не знает, как благодарить нас за наши милости…». Описание предсмертных дней и часов Натальи Савишны вполне соотносимо с житейскими произведениями, а самый момент кончины как будто непосредственно взят из жития святого: «Надев приготовленный капот и чепчик и облокотившись на подушки, она до самого конца не переставала разговаривать со священником… потом перекрестилась, легла и в последний раз вздохнула, с радостной улыбкой, произнося имя Божие». Эта простая русская женщина научила Николеньку мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте. Как важно, что бы такие духовные потрясения, а они бывают в жизни каждого человека, не изгладились бы из памяти, не потерялись, а оказывали свое благое влияние на душу человека, как это было с главным героем романа. Герои произведений Льва Николаевича Толстого учат одному: жить не для себя, а для людей, отдавая себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.

Может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков. Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой. Оставаясь убежденным гуманистом на протяжении всей своей долгой жизни, Толстой в последние годы особенно активно выступал против жестокости и насилия, что отражено в его рассказе «После бала».

Название этого произведения менялось три раза, что говорит о глубоких чувствах и переживаниях автора за деяния и судьбы своих героев. В рассказе он показывает свое отношение к тому или иному герою. Особенно выразительно, в этом произведении, удалась сцена после бала: описание отца Вареньки, наказанного и чувства Ивана Васильевича. Увидев другое, настоящее лицо полковника, явилось большим потрясением, которое пережил главный герой, изменило его отношение к происходящему и к жизни в целом. Двуличие этого человека проявляется, когда мы сравниваем поведение отца Вареньки на балу, где он любящий отец и преданный, внимательный муж, и утро, когда мы видим совершенно другого человека.

Унижение, беззаконие творимые им в отношении с людьми ниже его по рангу повергло главного героя в шок, крушению идеалов. Всю свою жизнь Толстой прожил с мыслью о том, что самое важное дело ближнему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь, жить не для себя, а для людей отдавая себя людям, не требуя благодарности. Лев Николаевич, любил людей такими, какие они есть, в каждом человеке видел хорошее, защищал слабых и униженных.

Эту мысль он пронес через все свои бессмертные произведения, которые являются достоянием всего человечества.



«Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой

Другие сочинения по теме:

  1. Как же нужно жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? В трилогии Московская сага (1992) Аксенов рассказывает о трех поколениях семьи русского врача Бориса Градова. Действие начинается в середине 1920-х...
  2. Сочинение на тему: делайте добро Делая добро, мы делаем Мир счастливее. Но с чего начинать делать добро? Неужели нужно бегать по улице и искать тех,...
  3. Сочинение на тему: добро Как часто люди делают добро, и стоит ли его делать? Конечно стоит! Благодаря ему наш Мир становится счастливее и прекраснее,...
  4. Чтобы труд принес плоды, надо, чтобы он был по душе Золя навсегда сохранит веру в непререкаемое право художника на оригинальное творческое самовыявление. Это отнюдь не противоречило его пониманию натурализма. И...
  5. Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Что делать? Чернышевский Н. Г Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Веры...
  6. Сочинение на свободную тему: Все добро в мире — в любви Любовь — это чувство, которое Бог дал лишь наилучшему своему творению — человеку, в любви совершается все прекрасное на Земле....
  7. Моральный выбор: добро или зло?! Сочинение по повести Б. Харчуна «Планетник». Жизнь… Такой короткой она кажется для каждого человека. А как много хочется сделать! Еще...
  8. Добро Добро — самое главное в жизни человека. Если бы люди были бы злые и не прощали бы никого даже за...
  9. Только человек ответственный за добро и зло М. А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась тяжелая, в ней было много конфликтов, побед...
  10. Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Комедия — очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и...
  11. Проект «Добро і краса як першооснова людської душі» Мета: розширювати поняття дітей про те, що таке краса людської душі; розвивати вміння творити добро у повсякденному житті; виховувати бажання...
  12. Не хочу, чтобы старела мама (сочинение-размышление) Их улыбка — счастья добрый вестник, Соленая слеза их и горька… И воспеты не случайно в песнях Отчий дом и...
  13. Нам приходится делать выбор всегда Сочинение по роману «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. Кто-то скажет: «Порой нам приходится делать выбор». Кто-то молвит: «Нам приходится делать выбор...
  14. Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  15. Человек и природа в современной литературе Чтобы Человек и природа в современной литературе Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И...
  16. Герой романа «Что делать?» Рахметов Герой романа Рахметов — революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова...
  17. Алексей Николаевич Толстой — писатель «большого таланта» Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.) — писатель «большого, ценного, веселого таланта». Трудным был путь, которым пришел Толстой в советскую литературу:...
  18. «На золотом крыльце сидели» Т. Н. Толстой краткое содержание Детство кажется рассказчице огромным садом без конца и края. Она проводит его на даче с друзьями, такими же детьми, как...
  19. Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение) Могу уверенно сказать, что я и мои одноклассники мечтаем, чтобы нас понимали. Под пониманием л подразумеваю умение услышать. Я...
  20. Как я понимаю образ Рахметова в романе «Что делать?» «…Когда его называли Никитушкою, или Ломовым, или по полному прозвищу Никитушкою Ломовым, он улыбался широко и сладко и имел на...
« О самонадеянности, самостоятельности и школе
Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения