Чудо разбор стихотворения
Автор: Пастернак Б. Л.
Он шел из Вифании в Ерусалим, Заранее грустью предчувствий томим.
Колючий кустарник на круче был выжжен, Над хижиной ближней не двигался дым, Был воздух горяч, и камыш неподвижен, И Мертвого моря покой недвижим.
И в горечи, спорившей с горечью моря, Он шел с небольшою толпой облаков По пыльной дороге на чье-то подворье, Шел в город на сборище учеников.
И так углубился он в мысли свои, Что поле в уныньи запахло полынью. Все стихло. Один он стоял посредине, А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня, И ящерицы, и ключи, и ручьи.
Смоковница высилась невдалеке, Совсем без плодов, только ветки да листья. И он ей сказал: «Для какой ты корысти? Какая мне радость в твоем столбняке?
Я жажду и алчу, а ты — пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита. О, как ты обидна и недаровита! Останься такой до скончания лет».
По дереву дрожь осужденья прошла, Как молнии искра по громоотводу. Смоковницу испепелило до тла.
Найдись в это время минута свободы У листьев, ветвей, и корней, и ствола, Успели б вмешаться законы природы. Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог. Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох.
Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы находилась в семье Пастернака под запретом, хотя он знал о том, что по вероисповеданию является не иудеем, а православным христианином.
Осознание своей причастности к православию пришло гораздо позже. Пастернак признавался, что наступило это примерно в 1910-х годах, когда он покинул Россию ради учебы в Германии. Именно здесь он осознал, что его истинные корни имеют самое прямое отношение к христианству.
Ведь Бог, к которому нередко обращался будущий поэт, помогал ему решать самые разнообразные проблемы, начиная от бытовых мелочей и заканчивая делами сердечными.
Стоит отметить, что в полно мере этого Пастернак не осознавал, поэтому в своем творчестве раннего периода практически никогда не обращался к религиозной тематике. Лишь после Великой Отечественной войны в его рукописях стали появляться стихи на библейские сюжеты. Исследователи творчества Пастернака связывают этот феномен с желанием поэта противопоставить себя советской власти. Он никогда не был диссидентом, но постоянно протестовал, выражая несогласие с политикой партии и многими правительственными решениями, которые оставляли трагический след в судьбе его друзей-поэтов. Гонения на Ахматову, расстрел Гумилева, самоубийства Цветаевой — все эти трагические события оставили глубокий след в душе поэта.
Потому неудивительно, что он обратился к теме религии, не только протестуя, но и ища в православии поддержку, а также ответы на свои многочисленные вопросы.
В 1947 году Пастернак создает стихотворение «Чудо», в котором обыгрывает малоизвестный библейский сюжет о том, как Иисус Христос наказал своевольную смоковницу. Произведение выдержано в повествовательном ключе, хотя и содержит элемент басни, так как смысл произведения открывается лишь в последних строчках. Основная же часть стихотворения посвящена путешествию Христа из Вифании в Иерусалим, которое было весьма непростым, так как путь мессии лежал через безводную пустыню. «Был воздух горяч, и камыш неподвижен, и Мертвого моря покой недвижим», — отмечает поэт.
Согласно притче, Иисусу на пути повстречалась смоковница, которая из-за жары отказалась плодоносить вопреки законам природу. В результате усталый путник так и не смог подкрепиться ее плодами, что вызвало у него праведный гнев. «О, как ты обидна и недаровита! Останься такой до скончания лет», — таков был вердикт Христа.
С тех пор, согласно легенде, смоковница больше не дает плодов. Объясняя, что же произошло на самом деле, пастернак отмечает: «Чудо есть чудо, и чудо есть Бог». При этом автор подчеркивает, что обычно чудо застает нас врасплох, когда мы меньше всего этого ожидаем.
И при этом далеко не всем удается осознать, что чудо все же свершилось, вопреки логике и законам природы.
Чудо разбор стихотворения