Чума как источник мирового зла в одноименном романе А. Камю
Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально — модернистский образец литературы. Он философски вглядывается в мир, где властвует абсурд, где «нет Бога», его волнуют темы свободы, морального выбора человека и смысла его существования. Философские и эстетические взгляды представлены в драмах, эссе, публицистических выступлениях, литературно-критических статьях. Общемировой славы приобрели такие произведения: эссе «Миф о Сизифе» (1947), роман «Чума» (1947), эссе «Мятежный человек» (1951), сборник «Изгнание и царство» (1957).
Роман Альбера Камю «Чума» является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. «Чума» — хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространения эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: «В мире было что чума, что война». Фраза настораживает и заставляет возвратить к годам, когда слово «чума» было у всех на устах. Правда, не в прямом, а в переносном смысле — «коричневая чума», фашизм. По клиническим признакам зловеще обрисовывается исторически определенная личина «чумы» (фашизм) — нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь. По свидетельству самого Камю, «явное содержание «Чумы» — это борьба европейского Сопротивления против фашизма».
В устах Тарру, друга доктора Риэ, слово «чума» приобретает много значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума — не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как «все мы немного зачумлены».
Чума — мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Риэ: «А что такое, собственно, чума? Тоже жизнь, только и того». В конце счастливые жители города празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, размышляя над словами старика, приходит к выводу, что каждый день радость людей под угрозой, так как «бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет на улицы счастливого города».
Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, — это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек — зло. По философии Камю, человек должен сделать «свободный выбор», чтобы стать Человеком. Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано.
Герои Камю — бунтари. Они смело протестуют против мирового зла, пусть даже это «сизифов труд» (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось и найти сыворотку — чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так же человек свободен сделать выбор, и этот выбор делает его, в самом деле, Человеком.
Чума — суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такое жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и зла. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечна и борьба с ним. И сила людей — в их единстве.
Чума как источник мирового зла в одноименном романе А. Камю