«Цикл абсурда» в творчестве Камю
Романы и повести А. Камю, написанные внешне сдержанно и суховато, волнуют читателя остротой проблематики, своеобразием характеров персонажей, изощренностью психологического анализа. Главный тезис философа — жизнь человека бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла.
Тс же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.
Жизнь человека — абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни. Первое — соприкосновение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, — увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия.
Второе — соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой
В итоге смысл жизни, но Камю, находится не во внешнем мире , а в самом существовании человека. В повести «Посторонний» проповедуется идея личной внутренней независимости человека от абсурдного бытия. Эта повесть, принесшая писателю литературную известность, ставит проблемы подлинной и мнимой свободы. «Посторонний» — это записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда. В нем мы распознаем злодея и великомученика, тупое животное и мудреца, недочеловека и сверхчеловека.
Но, прежде всего мы видим в нем «чужого», «постороннего» тому обществу, в котором он живет.
Он осужден на одиночество за то, что не желает «играть в игру окружающих… Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединенной, чувственной. Он отказывается играть… Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой.
Л. Камю наделяет своего героя Мерсо не интроспективным, а экстраспективным видением, добиваясь тем самым эффекта «выброшенности» человека из самого себя, отражая опустошенность его обезбоженной души, лишенной чувства греховности, чуждой раскаяния и не способной к самоанализу. В «Постороннем» мелкий служащий Мерсо, равнодушный ко всем и «свободный» от моральных норм, осужден и приговорен к смерти за убийство.
Несмотря на это, он чувствует себя внутренне свободным от решения бесчеловечного лицемерного суда. Повесть разбита на две равные, перекликающиеся между собой части. При этом вторая, судебное разбирательство, — это зеркало первой, но зеркало кривое, «копия» до неузнаваемости искажает натуру. В первой части мы видим будничную, невзрачную, скучноватую, мало чем выделяющуюся из сотен ее подобных, жизнь Мерсо.
И вот глупый выстрел приводит героя на скамью подсудимых. Он не собирается ничего скрывать, даже охотно помогает следствию. Но такой ход событий не устраивает правосудие, которое не может простить Мерсо того, что он правдив до полго пренебрежения своей выгодой.
Потому во второй части Мерсо пытаются представить ужасным злодеем. Сухие глаза перед гробом матери воспринимаются как черствость героя, пренебрегавшего сыновним долгом, вечер следующего дня, проведенный на пляже и в кино с женщиной, святотатство. В зале заседаний подсудимый не может отделаться от ощущения, что судят кого-то другого. Да и трудно узнать себя в этом человеке «без стыда и совести», чей портрет возникает из некоторых свидетельских показаний и из намеков обвинителя. И Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершенное им убийство, а за то, что он пренебрег лицемерием.
При этом сам герой словно бы становится сторонним наблюдателем мира. Внутри него лишь тревожная пустота, и напряженный взгляд его направлен на неразумность мира.
«Цикл абсурда» в творчестве Камю