Цикл рассказов Азимова «Я, робот»
Цикл рассказов Азимова «Я, робот» (1950) — оказал, пожалуй, не меньшее влияние на развитие научной фантастики, чем «Машина времени» Уэллса. Сформулированные Азимовым еще в начале работы над циклом о роботах (1941) знаменитые «Три закона роботехники» приняты почти безоговорочно как постулат, хотя сам он старается их обходить или придавать им расширительное толкование1. Главные герои рассказов — человекоподобные машины разных конструкций, действующие в трудной обстановке, нередко в критических ситуациях. Общность проблем кибернетики будущего и постоянный образ умнейшей женщины — робопсихолога Сьюзен Кэлвин объединяют рассказы в связный цикл, который с тех пор пополняется год от года. Позднее Азимов обратился к андроидам (биологические роботы). В романах «Стальные пещеры» (1954) и «Обнаженное солнце» (1957)
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат Первому Закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не; противоречит Первому и Второму Законам
Расследованием загадочных преступлений занимаются Лайдж Бей-ли — человек и Р. Дэниел Оливо — андроид («Р» перед именем значит «робот»), «Р. Дэниел,- характеризует его автор,- силен, идеально уравновешен, абсолютно разумен и не подвластен эмоциям, однако его возможности ограничены тремя законами роботехники, и его разум действует строго формально. Каждый раз честь раскрытия преступления принадлежит Лаиджу Вейли». Однако, вопреки замыслу автора, андроид Р. Дэниел оказался столь привлекательной личностью, что читатели стали протестовать: почему он всегда уступает Бейли? Такие претензии, по словам писателя, заставили его задуматься над проблемой: «Только ли человеческое тело делает человеческое существо человеком? Или это ум? Если машина думает, как человек, и даже лучше, важно ли внешнее сходство?» И тогда на третьем этапе появляется совершенная ЭВМ по прозвищу «Мультивак» — хранилище мировой статистики, экономической и демографической информации, ежедневных новостей, сведений, касающихся всех и каждого. Отсюда проистекают различные конфликты, недоразумения, диктаторские замашки «Мультивака», мнящего себя богом: «Все грехи мира» (В кн.: «Туннель под миром») и др. рассказы. Все это дает материал для серьезных раздумий и сатирических выпадов.
Азимов выступает ратоборцем социального и научного прогресса также и в произведениях, обращенных к далекому будущему. Один из таких романов «Стальные пещеры», пер. Ф. Розенталь, предисловие А. и Б. Стругацких (вместе с «Я, робот»), построен как фантастический детектив. Реакционным олигархам, загнавшим население в смрадные, скученные подземные города, противостоят революционные общества на других планетах, засылающие своих посланцев на Землю, чтобы свергнуть жестоких властителей и помочь угнетенным воспрянуть для новой жизни.
Технические достижения используются в ущерб человеку и в романе «Конец Вечности», где олигархи овладевают Темпоральным полем и пытаются вносить «поправки» в историю. В такого рода произведениях создаются нежелательные модели социального будущего, позволяющие показать опасность одностороннего развития техники в современном буржуазном обществе. Широкий круг проблем охвачен Азимовым в романе «Сами боги» (1972), пер. И. Гуровой, предисл. Е. Брандиса («Мир», 1976). Здесь и новые источники энергии, и контакт с инопланетянами, и борьба передовой науки с обскурантизмом. Но главное — тема ответственности ученого. Действие происходит в 70-х годах XXI века.
Цикл рассказов Азимова «Я, робот»